Новости СНИЛ
26 ноября 2024 года на филологическом факультете стартовала VI Международная научная конференция молодых исследователей «Шаг в науку: проблемы, поиски, решения». Это совместная с Магнитогорским государственным техническим университетом имени Г.И. Носова конференция.
Каждый год число участников молодежной конференции увеличивается, а география конференции расширяется. В этом году организаторы конференции приняли заявки от 74 участников из Беларуси и России.
В соответствии с программой конференции в первый день состоялось пленарное заседание. Открыла пленарное заседание заведующий кафедрой русского, общего и славянского языкознания доктор филологических наук профессор Е. В. Ничипорчик. С приветственным словом к молодым исследователям обратилась заведующий кафедрой языкознания и литературоведения Магнитогорского государственного технического университета имени Г. И. Носова доктор филологических наук профессор С. В. Рудакова, а также декан филологического факультета кандидат филологических наук доцент Е. Н. Полуян.
На пленарном заседании прозвучало пять докладов. С первым докладом на тему «Формулы дружественных отношений в статейных списках русских послов XVI–XVII вв.» выступил магистрант Санкт-Петербургского государственного университета Максим Адамович. О паремиологическом статусе афористических высказываний из Youtube-сериала «Внутри Лапенко» очень живо и эмоционально рассказала Екатерина Грищенко, магистрант Новосибирского государственного технического университета. С библеизмами в русинском языке участников конференции и слушателей познакомил магистрант Санкт-Петербургского государственного университета Степан Лонкин. Наш университет на пленарном заседании достойно представила студентка 2 курса Виктория Кравченко, ее доклад был посвящён истокам семантики и особенностям функционирования фразеологизма «белый слон». В пленарном заседании приняли участие также студенты из Магнитогорска и Ростова-на-Дону – Д. Коровинская с докладом «История тени» в свете литературной традиции (А. Шамиссо, Г.-Х. Андерсен, Е. Шварц) и М. Слашёва с докладом «Метафоры как ключ к пониманию героев и их миров в романе А. Грина “Бегущая по волнам”».
Работа молодежной конференции продолжится 27 ноября: будет организована работа трёх секций в очном и онлайн-формате. Приятно отметить, что свои доклады представят студенты 3 курса Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева Д. Ванюшина, Е. Варсонофьева и А. Катышева, которые приезжают к нам уже второй раз. Желаем всем успехов и плодотворной работы!
28–29 ноября 2023 г. в Гомельском государственном университете имени Франциска Скорины состоялась V Международная научная конференция молодых исследователей «Шаг в науку: проблемы, поиски, решения». Конференция проводилась кафедрой русского, общего и славянского языкознания при поддержке представительства Россотрудничества в Беларуси и Российского центра науки и культуры в г. Гомеле в рамках Международного культурно-образовательного и научного мероприятия «Славянские встречи». Соорганизатором конференции выступил Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова.
Среди 66 участников научной конференции – представители университетов Беларуси, России, Кыргызстана. Особенностью конференции в этом году стало большое число очных участников. На конференцию приехала делегация студентов Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева во главе с доцентом С.Л. Михеевой, а также студенты, магистранты, аспиранты Белорусского государственного университета, Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка, Санкт-Петербургского государственного университета.
В первый день конференции состоялось пленарное заседание. Открыла конференцию заместитель декана филологического факультета Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины И.Г. Гомонова. Приветствовали гостей и участников конференции заведующий кафедрой языкознания и литературоведения Магнитогорского государственного технического университета имени Г.И. Носова С.В. Рудакова; профессор кафедры русского языка Южного федерального университета Л.Б. Савенкова; профессор кафедры русского, общего и славянского языкознания Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины В.И. Коваль, Почетный председатель Фразеологической комиссии при Международном комитете славистов, профессор Санкт-Петербургского государственного университета В.М. Мокиенко.
С докладами на пленарном заседании выступили и опытные, и начинающие молодые исследователи: А.И. Копнинова, А.А. Щербатая (г. Гомель), О.Г. Дедович, Д.С. Матеша (г. Минск), Д.В. Андреева (г. Чебоксары), Д.А. Конькова (г. Магнитогорск). Тематика их докладов отражает все проблемное поле конференции.
В центре внимания молодых ученых было фразеологическое и паремиологическое наследие, семантика слова в синхронии и диахронии, филологический анализ художественного текста, специфика языковой личности и текста в цифровую эпоху, особенности интернет-коммуникации, проблемы экологии языка в условиях глобализации, своеобразие межкультурной коммуникации, важные вопросы обучения языку в современной школе.
Обсуждение научных проблем было продолжено 29 ноября на секционных заседаниях. Работа была организована онлайн и офлайн в двух секциях. Итогом работы конференции стал выход в свет третьего выпуска «Молодежного филологического вестника».
Работа и пленарного, и секционных заседаний, содержание опубликованных статей убедительно свидетельствуют, что в науку уверенно идут талантливые, увлеченные, образованные молодые люди, которым подвластны поставленные научные проблемы и которые в результате усердных поисков найдут верные и нужные решения. Желаем успеха участникам конференции и благодарим их научных руководителей!
Оргкомитет конференции
25–26 октября 2023 г. состоялась IX Международная молодежная научно-практическая конференция «Мировая литература глазами современной молодежи. Цифровая эпоха». Соучредителями конференции выступили Магнитогорский государственный университет имени Г. И. Носова (РФ) и Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины (РБ).
На открытии конференции с приветственным словом к молодым ученым обратилась директор института гуманитарного образования МГТУ имени Г. И. Носова, профессор кафедры языкознания и литературоведения доктор филологических наук Т. Е. Абрамзон; выступили заведующий кафедрой русского, общего и славянского языкознания ГГУ имени Ф. Скорины доктор филологических наук, профессор Е. В. Ничипорчик, профессор кафедры русского, общего и славянского языкознания ГГУ имени Ф. Скорины доктор филологических наук, профессор В. И. Коваль, заведующий кафедрой языкознания и литературоведения МГТУ имени Г. И. Носова доктор филологических наук С. В. Рудакова.
В конференции приняли участие студенты, магистранты и аспиранты из Магнитогорска, Гомеля, Москвы, Санкт- Петербурга, Екатеринбурга, Кемерово, Нефтекамска, Нижнего Новгорода, Орла, Самары, Саранска, Уфы, Хабаровска.
Честь открыть пленарное заседание конференции была оказана ассистенту кафедры русского, общего и славянского языкознания ГГУ им. Франциска Скорины магистру филологических наук А. А. Аксёнчиковой-Бирюковой. Ее доклад, посвященный поэзии Ли Цинчжао, был воспринят с интересом и вызвал оживленное обсуждение.
Молодые исследователи характеризовали вечные темы, сюжеты, архетипы, концепты в мировой литературе; цифровые проекты в гуманитарных науках; преимущества цифрового инструментария для филологического анализа; проблемы перевода; традиции отечественной филологии как основу развития цифровой филологии. Руководители секций организовали плодотворный диалог с молодыми учеными, поддерживая исследовательские начинания и подсказывая новые решения научных задач.
Международная конференция стала значимым научным событием, давшим возможность для профессионального развития, творческого обмена идеями и вдохновляющего общения.
23 мая 2022 г. состоялось очередное заседание студенческого научного кружка «Актуальные проблемы исторической лексикологии и этимологии» кафедры русского, общего и славянского языкознания.
Почетным гостем заседания стала магистр филологических наук Дарья Борисовна Балаш.
Доклад студента группы РФ-11 Даниила Рябченко назывался «Секреты антропонимики». Теоретические положения докладчик проиллюстрировал языковыми сведениями o происхождении фамилий студентов своей группы. Содокладчиками выступили студенты группы РФ-11 Маргарита Васина и Ксения Добродей. Состоялось заинтересованное обсуждение, были заданы проблемные вопросы, подведены итоги работы научного кружка в этом учебном году.
В День славянской письменности и культуры студенты филологического факультета традиционно с почтением вспоминают крестный путь славянских Просветителей, оставивших нам великий дар – старославянский язык. Старославянский язык – язык, спасающий, исцеляющий, объединяющий людей; язык, содержащий в себе науку нравственной жизни; язык премудрости Божьей.
Эту мысль в ХII веке очень точно выразил Кирилл Туровский: «Да вьси, веже и невеже, примуть съпасение отъ почитания кънижьнаго». И современные ученые неожиданно эту мысль продолжают: «Слово старославянское не условный знак, а безусловный символ, обладающий реальной духовной силой». И молодой филолог ХХI века путем постижения старославянского Слова вступает в диалог с Истиной.
В честь солунских братьев Кирилла и Мефодия 23 мая 2023 г. студенты группы РФ-11 писали вразумительный диктант на старославянском языке.
Почетным гостем мероприятия стала магистр филологических наук Дарья Борисовна Балаш. Выпускница филологического факультета обратилась к студентам-первокурсникам с напутственным словом.
Роль букарицы успешно исполнила Ксения Шихалова. «Млъвица словеньска» была, несомненно, интересна и полезна. Студенты смогли восстановить утраченные родственные связи современных слов, задуматься над их смыслом, прикоснуться к живой истории языка, ощутить себя носителями и хранителями священного творения, наследниками великих Учителей.
11 апреля 2023 года состоялось заседание секции №7 «Языковое богатство русской и мировой культуры» LII студенческой научной конференции филологического факультета УО «Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины» «Дни студенческой науки: Актуальные вопросы языкознания и литературоведения».
Руководили секционным заседанием доценты кафедры русского, общего и славянского языкознания доктор филологических наук, профессор В.И. Коваль, кандидат филологических наук, доцент Е.И. Холявко, ассистент А.А. Аксенчикова-Бирюкова.
Секретарь секции – студентка 1 курса К.А. Шихалова.
v
10 апреля 2023 года состоялось заседание секции №6 «Современный русский язык (структурный, семантический и прагматический аспекты)» LII студенческой научной конференции филологического факультета УО «Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины» «Дни студенческой науки: Актуальные вопросы языкознания и литературоведения».
Руководили секционным заседанием доценты кафедры русского, общего и славянского языкознания кандидаты филологических наук, доценты Н.И. Лапицкая, Е.И. Холявко, ассистент А.А. Аксенчикова-Бирюкова.
Секретарь секции – студентка 3 курса Мастеренко П.П.
5 апреля 2023 года состоялось заседание секции №5 «Методика преподавания языка» LII студенческой научной конференции филологического факультета УО «Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины» «Дни студенческой науки: Актуальные вопросы языкознания и литературоведения».
Руководили секционным заседанием доценты кафедры русского, общего и славянского языкознания кандидаты филологических наук, доценты О.Н. Мельникова и Е.И. Холявко.
Секретарь секции – студентка 3 курса Савошко А.В.
Подведены итоги II Международной Державинской олимпиады по русскому языку. Олимпиада проходила с 13 марта по 5 апреля 2023 г.
Организаторами Олимпиады были Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» (Россия) и Самаркандский институт экономики и сервиса (Узбекистан).
Олимпиада имела цель создания дополнительных условий для поддержки и развития русского языка за рубежом, повышения интереса иностранных студентов к изучению русского языка.
В рамках первого этапа участникам предлагалось выполнить 50 тестовых заданий на знание русской грамматики, лексики, орфоэпии, фразеологии и выполнить письменную работу – написать эссе на заданную тему.
20 студентов, набравших наибольшее количество баллов, вышли в финал. Среди финалистов были студенты группы РФ-11 Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины Елена Лисовская и Мария Шавешян.
Финальный этап представлял собой конкурс ораторского мастерства, посвященный 280-летию со дня рождения Гавриила Романовича Державина. Участникам предлагались отрывки из стихотворений Г.Р. Державина, по тематике которых следовало подготовить краткое выступление, продемонстрировать умение грамотно, лаконично и убедительно излагать свои мысли.
Решением жюри Мария Шавешян стала серебряным призером Державинской олимпиады. Поздравляем Марию и благодарим всех студентов-участников олимпиады!
ИТОГИ КОНКУРСА СНИЛ ГГУ ИМЕНИ Ф. СКОРИНЫ НА ВЫДВИЖЕНИЕ К ПООЩРЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫМ ФОНДОМ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ подведены.
СНИЛ при кафедре русского, общего и славянского языкознания «Язык. Культура. Коммуникация» (научный руководитель СНИЛ к.ф.н. доцент доцент кафедры русского, общего и славянского языкознания Холявко Елена Ивановна) вошла в тройку лучших СНИЛ нашего университета.
Поздравляем победителей!
Конкурс СНИЛ ГГУ имени Ф. Скорины на выдвижение к поощрению специальным фондом Президента Республики Беларусь по поддержке одаренных учащихся и студентов проводится Центральным советом по НИРС Учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины».
Целью конкурса является совершенствование работы научного сообщества студентов и магистрантов вуза, популяризация научной и инновационной деятельности среди молодежи, стимулирование труда профессорско-преподавательского состава ГГУ имени Ф. Скорины, эффективно руководящего СНИЛ.
Конкурс в 2023 году проводится в два этапа.
I этап – факультетский – предусматривает определение лучшей СНИЛ на факультете и рекомендацию победителя к участию в следующем этапе. Проводится на факультетах с 01 марта по 20 марта 2023 года.
По итогам II этапа – общеуниверситетского – лучшая СНИЛ ГГУ имени Ф. Скорины получит рекомендацию для поощрения специальным фондом Президента Республики Беларусь по поддержке одаренных учащихся и студентов.
На филологическом факультете в 1 этапе конкурса принимали участие 6 СНИЛ, работающих на факультете. Деятельность СНИЛ оценивалась по разным параметрам: количество работ, представленных на Республиканский конкурс научных работ студентов (за 2022 год) по тематике СНИЛ и получивших звание «Лауреат», получивших I, ІІ, ІІІ категорию; количество работ студентов, представленных на иные конкурсы (кроме Республиканского конкурса научных работ студентов) и получивших награды, количество публикаций, подготовленных студентами самостоятельно или в соавторстве; количество актов внедрения в учебный процесс, полученных студентами самостоятельно или в соавторстве; публикации в СМИ о деятельности СНИЛ.
Победителем 1 этапа стала СНИЛ при кафедре русского, общего и славянского языкознания «Язык. Культура. Коммуникация». Научный руководитель СНИЛ к.ф.н. доцент доцент кафедры русского, общего и славянского языкознания Холявко Елена Ивановна.
Студенческая научно-исследовательская лаборатория работает при кафедре русского, общего и славянского языкознания «Язык. Культура. Коммуникация» (приказ № 621 от 26.04.2019 г. об утверждении нового названия СНИЛ, приказ №1072 от 16.12.2011г. о создании СНИЛ «Язык и культура», положение № п-32/10.30 от 16.04.2019), с 2019 по 2022 годы –научный руководитель – к.ф.н., доцент, доцент кафедры русского, общего и славянского языкознания О. Н. Мельникова. В 2022 г. обязанности научного руководителя СНИЛ возложены на доцента кафедры русского, общего и славянского языкознания кандидата филологических наук, доцента Е. И. Холявко (приказ № 13 от 06.01.2022).
Подведены итоги IV Международного конкурса научных постеров «Студенческая наука без границ». Конкурс проводился кафедрой романской филологии Института иностранных языков Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева с 17 февраля по 20 марта 2023 г.
Жюри рассмотрело 75 научно-исследовательских работ аспирантов, магистрантов и студентов ведущих вузов России и ближнего зарубежья.
Студенты филологического факультета Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины стали победителями.
Анастасия Ефременко заняла первое место в направлении «Лингвистика». Конкурсная работа выполнена под руководством старшего преподавателя кафедры русского, общего и славянского языкознания С.Н. Бойковой.
Мария Шавешян заняла третье место в направлении «Лингвистика». Работа выполнена под руководством доцента кафедры русского, общего и славянского языкознания Е.И. Холявко.
От всей души поздравляем студентов и научных руководителей с победой!
Штогод кафедрай рускага, агульнага і славянскага мовазнаўства на філалагічным факультэце Гомельскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Францыска Скарыны праводзіцца тэматычнае мерапрыемства, прысвечанае Дню роднай мовы.
Беларуская прыказка “Слова да слова - будзе мова” стала дэвізам сустрэчы, якая адбылася 21 лютага 2023 г.
У гэтым годзе важнае традыцыйнае мерапрыемства, закліканае нагадаць аб неабходнасці беражлівых адносін да роднай мовы, стала пачаткам сумеснага даследчага марафону, ініцыяванага кафедрай філалогіі Навасібірскага дзяржаўнага тэхнічнага універсітэта НДТУ. Студэнты і выкладчыкі з розных краін узялі актыўны ўдзел у сацыялінгвістычным апытванні пра статус роднай мовы, праблемы, звязаныя з яе вывучэннем і захаваннем, дзяржаўныя праграмы, накіраваныя на падтрымку роднай мовы.
Вынікі сацыялінгвістычнага марафону будуць абмеркаваны ВНУ-партнёрамі з Беларусі і Расіі 17 мая 2023 г. на навуковым мерапрыемстве ў фармаце круглага стала "Рускае слова: погляд маладых даследчыкаў", прысвечанага Году рускай мовы.
Падрабязней o мерапрыемстве гл. спасылкі НДТУ:
Исследовательский марафон по родному языку прошел в НГТУ НЭТИ и Гомельском госуниверситете им. Ф. Скорины
Международный день родного языка провели в НГТУ студенты-журналисты
Падведзены папярэднія вынікі ХХІХ Рэспубліканскага конкурса навуковых работ студэнтаў
Работа Аксёнчыкавай-Біруковай Ангеліны Аляксандраўны
"Вербализация эмоциональных концептов в художественной картине мира Ду Фу и Ли Цинчжао и особенности их перевода на русский язык"
(навуковы кіраўнік д.ф.н. прафесар прафесар кафедры рускага, агульнага і славянскага мовазнаўства Коваль Уладзімір Іванавіч) стала Лаўрэатам.
25 января 2023 г. во время своих первых студенческих каникул группа РФ-11 приняла участие в международном конкурсе «Русский диктант». Просветительская акция организуется Балтийским федеральным университетом имени И. Канта с 2006 г. Конкурс ежегодно проводится в Татьянин день – традиционный праздник российских студентов.
В этом году диктант был посвящен 195-летию со дня рождения Л.Н. Толстого. O жизни писателя в небольшой сопроводительной лекции рассказала доцент О.М. Вертинская.
Студентка 4 курса филологического факультета Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины Мария Чешенко стала победителем Международного конкурса «Русский язык: моя формула успеха». Конкурс был организован с 29 октября по 20 ноября 2022 г. Северо-Кавказским федеральным университетом при поддержке Россотрудничества в рамках реализации проекта «Организация и проведение конкурса по русскому языку и школы проектной деятельности для студентов филологических и педагогических факультетов государств-участников СНГ». В конкурсе приняли участие более 200 студентов и магистрантов Армении, Беларуси, Кыргызстана и Таджикистана.
Мария победила в номинации «Преподаватель будущего: универсальная формула успеха». Студентка узнала o конкурсе, когда проходила преддипломную практику в гимназии г. п. Брагина. Творческий видеопроект был вдохновлен ее первым педагогическим опытом. Участниками стали ученики и учителя гимназии. Мария учится по целевому направлению и уже в следующем году вернется дипломированным учителем в родной район.
Победа в конкурсе была заслуженной и предсказуемой. Мария Чешенко – активный участник студенческой научно-исследовательской лаборатории «Язык. Культура. Коммуникация», имеет научные публикации, выполненные под руководством ст. преподавателя кафедры русского, общего и славянского языкознания С.Н. Бойковой. В апреле 2022 г. Мария заняла первое место на III Международном конкурсе научных постеров «Студенческая наука без границ» среди студентов бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантов (г. Орел, Россия).
Как победитель конкурса «Русский язык: моя формула успеха» Мария Чешенко была приглашена в «Школу молодого лидера», которая была организована с 13 по 15 декабря 2022 г. в Ереване. 40 авторов лучших проектов встретились в Армянском государственном педагогическом университете имени Хачатура Абовяна. Слушатели побывали на мастер-классах по методике преподавания русского языка, подготовке проекта по страноведению России. Отрабатывались управленческие компетенции, умение работать в команде; были организованы тренинги личной эффективности и интеллектуальные игры.
Участникам Международной зимней школы была предложена экскурсионная программа. В конце работы Школы состоялось торжественное награждение победителей конкурса «Русский язык: моя формула успеха».
Мария поделилась впечатлениями от поездки: «В Армении я не была раньше. Первое большое впечатление от Еревана – Каскад, современный символ. Этот архитектурно-монументальный комплекс состоит из многочисленных ступеней, которые я преодолела одновременно с двумя людьми. Взявшись за руки, мы добрались до вершины. Нам открылся вид на город с высоты. Слов нет описать это великолепие! Ещё одним запоминающимся местом стал языческий храм Гарни, который поразил своей мощностью. Мне очень понравилось гостеприимство местных жителей: все улыбаются, всегда рады помочь.
Из «школьной программы» были полезны тренинги, поднимающие настроение, мотивирующие к дальнейшим действиям. Эта поездка запомнится мне на всю жизнь благодаря людям, которые создали особую атмосферу. Несмотря на то что участники нашей программы представляли разные народы и даже религии, мы смогли сплотиться, свободно общаться на разные темы. В этом плане нас объединило русское слово. Немаловажной стала возможность повысить свои компетенции как будущего учителя русского языка, а также направить свою энергию на саморазвитие».
Поздравляем Марию Чешенко с победой в конкурсе и желаем новых достижений!
29–30 ноября 2022 г. в Гомельском государственном университете имени Франциска Скорины состоялась III Международная научная конференция молодых исследователей «Шаг в науку: проблемы, поиски, решения». Конференция проводилась кафедрой русского, общего и славянского языкознания при поддержке представительства Россотрудничества в Беларуси и Российского центра науки и культуры в г. Гомеле в рамках X Международного культурно-образовательного и научного мероприятия «Славянские встречи». Соорганизатором конференции выступил Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова.
Среди 67 участников научной конференции – представители девяти университетов Республики Беларусь, десяти университетов России, двух университетов Китайской Народной Республики. В работе конференции приняли участие учащиеся гимназии № 71 г. Гомеля, представители Речицкого районного лицея – филиала кафедры русского, общего и славянского языкознания Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины.
В первый день конференции состоялось пленарное заседание. Открыла конференцию декан филологического факультета Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины Е.Н. Полуян. Приветствовали гостей и участников конференции заведующий кафедрой языкознания и литературоведения Магнитогорского государственного технического университета имени Г.И. Носова С.В. Рудакова; профессор кафедры русского языка Южного федерального университета Л.Б. Савенкова; профессор кафедры русского, общего и славянского языкознания Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины В.И. Коваль.
С докладами на пленарном заседании выступили и опытные, и начинающие молодые исследователи: А.А. Аксёнчикова-Бирюкова, И.Р. Шпалок, А.В. Ярченко (г. Гомель), Е.С. Лукьяненко (г. Ростов-на-Дону), Е.Н. Малова (г. Чебоксары), А.Д. Никитина (г. Москва). Тематика их докладов отражает все проблемное поле конференции.
В центре внимания молодых ученых было фразеологическое и паремиологическое наследие, семантика слова в синхронии и диахронии, филологический анализ художественного текста, специфика языковой личности и текста в цифровую эпоху, особенности интернет-коммуникации, проблемы экологии языка в условиях глобализации, своеобразие межкультурной коммуникации, важные вопросы обучения языку в современной школе.
Обсуждение научных проблем было продолжено 30 ноября на секционных заседаниях. Работа была организована онлайн и офлайн в трех секциях. Итогом работы конференции стал выход в свет второго выпуска «Молодежного филологического вестника».
Работа и пленарного, и секционных заседаний, содержание опубликованных статей убедительно свидетельствуют, что в науку уверенно идут талантливые, увлеченные, образованные молодые люди, которым подвластны поставленные научные проблемы и которые в результате усердных поисков найдут верные и нужные решения. Желаем успеха участникам конференции и благодарим их научных руководителей!
Оргкомитет конференции
23 ноября 2022 г. состоялось очередное заседание студенческого научного кружка «Актуальные проблемы исторической лексикологии и этимологии» кафедры русского, общего и славянского языкознания. В заседании приняли участие и постоянные члены СНИЛ Никита Черноусов, Даниил Рябченко, Дарья Шкрадюк, и новые: Маргарита Васина и Мария Шавешян. Выступление доцента кафедры Е.И.Холявко было посвящено вербализации представлений о преодолении жизненных трудностей в истории русского языка. Состоялось заинтересованное обсуждение, были заданы проблемные вопросы, намечена тема следующей встречи.
4 ноября 2022 г. состоялся XI Международный онлайн-симпозиум молодых исследователей «Мир науки и молодежь: междисциплинарность и диалог», организованном кафедрой славистики Ясского университета имени Ал.И. Кузы (Румыния).
В работе симпозиума приняли участие молодые ученые из восьми стран: Беларуси, Боснии и Герцеговины, Казахстана, Молдовы, России, Румынии, Украины и Эстонии.
Гомельский государственный университет представляли студенты, магистранты и аспиранты кафедры русского, общего и славянского языкознания.
С приветственным словом к участникам симпозиума обратилась заведующий кафедрой русского, общего и славянского языкознания доктор филологических наук, доцент Е. В. Ничипорчик. С докладами выступили преподаватель кафедры А. А. Аксёнчикова-Бирюкова (научный руководитель – доктор филологических наук, профессор В. И. Коваль) и магистрант 1 года обучения О. И. Ничипорчик (научный руководитель – кандидат филологических наук, доцент Е. И. Холявко).
Участие в симпозиуме международного уровня стало возможным благодаря многолетнему сотрудничеству кафедры русского, общего и славянского языкознания Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины и кафедры славистики Ясского университета им. Ал. И. Кузы.
26 октября 2022 г. состоялось очередное заседание студенческого научного кружка «Актуальные проблемы исторической лексикологии и этимологии» кафедры русского, общего и славянского языкознания. В заседании приняли участие как постоянные члены СНИЛ Никита Черноусов, Анна Ткаченко, так и первокурсники Даниил Рябченко и Ксения Шихалова. Доцент кафедры Е. И. Холявко рассказала o вербализации образовательного пространства в истории русского языка. Выступление вызвало заинтересованное обсуждение, были заданы проблемные вопросы, озвучены неоднозначные этимологические версии.
19–20 октября 2022 г. состоялась Международная молодежная научно-практическая конференция «Мировая литература глазами современной молодежи. Цифровая эпоха». Соучредителями конференции выступили Магнитогорский государственный университет имени Г.И.Носова (РФ) и Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины (РБ).
На открытии конференции с приветственным словом к молодым ученым обратилась директор института гуманитарного образования МГТУ имени Г.И.Носова, профессор кафедры языкознания и литературоведения доктор филологических наук Т.Е.Абрамзон; выступили доцент ГГУ имени Ф. Скорины кандидат филологических наук Е.И.Холявко, заведующий кафедрой языкознания и литературоведения МГТУ имени Г. И. Носова доктор филологических наук С. В. Рудакова.
Символично, что конференция начала свою работу в особенный для каждого филолога день – день лицейской дружбы, позволяющий вслед за А.С. Пушкиным задуматься o неизменности важного в быстро меняющемся мире, o необходимости встреч, объединяющих людей во времени и пространстве.
К конференции присоединились учащиеся Речицкого районного лицея совместно с завучем Э.В.Кучер, выпускницей ГГУ имени Ф.Скорины. При лицее создан и успешно функционирует филиал кафедры русского, общего и славянского языкознания.
В конференции приняли участие российские и белорусские студенты и магистранты из Магнитогорска, Гомеля, Москвы, Брянска, Воронежа, Екатеринбурга, Калуги, Липецка, Нижнего Новгорода, Орла, Уфы, Челябинска. Бывшим постоянным участникам СНИЛ «Язык. Культура. Коммуникация», ныне магистрам филологии и преподавателям кафедры русского, общего и славянского языкознания ГГУ имени Франциска Скорины А.А. Аксёнчиковой-Бирюковой и П.С.Завтриковой оказана честь быть докладчиками на пленарном заседании конференции. Доклад А. А. Аксёнчиковой-Бирюковой был посвящен особенностям вербализации концепта «Радость» в переводах на русский язык стихотворений китайского поэта-классика Ду Фу. П. С. Завтрикова исследовала категоризацию представлений о посессивно детерминированном доме в текстах Л.Н.Толстого. Оба доклада были с интересом восприняты слушателями.
На пленарном заседании прозвучали также доклады студента Южно-Уральского государственного университета О. А. Кадигроб, студентов Магнитогорского государственного университета имени Г. И. Носова М.А.Казначеевой и С.И.Предеиной, магистранта Челябинского государственного университета А.С.Лошмановой, студента Московского педагогического государственного университета Л.Р.Сираждиновой.
Молодые исследователи характеризовали вечные темы, сюжеты, архетипы, концепты в мировой литературе; цифровые проекты в гуманитарных науках; преимущества цифрового инструментария для филологического анализа; проблемы перевода; традиции отечественной филологии как основу развития цифровой филологии.
Руководители секций организовали плодотворный диалог с молодыми учеными, поддерживая исследовательские начинания и подсказывая новые решения научных задач.
Международная конференция стала значимым научным событием, давшим возможность для профессионального развития, творческого обмена идеями и вдохновляющего общения.
Руководитель СНИЛ «Язык. Культура. Коммуникация» Е.И.Холявко
26 мая 2022 г. состоялось очередное заседание студенческого научного кружка «Актуальные проблемы исторической лексикологии и этимологии» кафедры русского, общего и славянского языкознания. Заседание прошло в рамках Дней русского языка в Гомеле и было посвящено словам благодарности в истории русского речевого этикета.
В открытом заседании участвовали постоянные члены СНИЛ – студенты филологического факультета, а также заведующий кафедрой русского, общего и славянского языкознания доктор филологических наук Е.В.Ничипорчик и выпускница факультета магистр филологических наук Д.Б.Балаш.
Студенты филологического факультета Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины стали победителями Международной олимпиады «Филология в цифровом мире». Студентка группы РИ-21 Анастасия Копнинова заняла первое место, а студентка группы РФ-31 Карина Минова – второе место.
Олимпиада была организована в марте-апреле 2022 г. кафедрой языкознания и литературоведения института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета имени Г.И.Носова.
Олимпиада проводилась в два этапа. Сначала участники выполняли онлайн-тест, содержащий задания по основным вопросам филологии и цифровых технологий. Набравшие более 60 баллов переходили во второй тур и писали эссе на предложенную организаторами тему. Таким был сложный путь, приведший к победе наших студенток. С их согласия публикуем их эссе.
Кафедра русского, общего и славянского языкознания благодарит всех студентов филологического факультета, принявших участие в олимпиаде, поздравляет победителей и желает новых успехов!
Анастасия Игоревна Копнинова,
студент, 2 курс, Гомельский государственный
университет имени Ф. Скорины,
г. Гомель
DIGITAL HUMANITIES – ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ИЛИ ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ?
Для дальнейшего рассмотрения необходимо указать, в первую очередь, что есть само по себе Digital Humanities? Итак, это область исследований, обучения и созидания на стыке компьютерных и гуманитарных наук.
Само возникновение такой области, как Digital Humanities, говорит о том, что современная наука нуждается в данном направлении.
Начнём с того, что всё новые и новые изобретения часто обращаются к биологическим реалиям живых организмов (способам их работы, назначению и пр.) с целью использовать эти механизмы в технической сфере. Например, подводная лодка. Рассмотрим её строение: средство состоит из герметичных отсеков, которые способны сохранить рабочее состояние уцелевших частей при повреждении корпуса или разгерметизации.
Для контраста возьмём строение организма кольчатых червей. Это цельная органическая система, состоящая из придатков, названных целомами (визуально их можно распознать как небольшие колечки, отсюда и название червей: кольчатые). В свою очередь, каждый целом – практически автономная часть, как и отсеки в подводной лодке. Таким образом, человек способен перенимать реалии органической среды в сферу техническую.
Если рассматривать Digital Humanities как нечто необходимое современной науке, то, во-первых, определим ведущее направление современной науки и установим взаимосвязь.
Не секрет на сегодняшний день, что передовой ветвью развития науки является искусственная нейронная сеть (далее ИНС). Это математическая модель, функционирующая по принципу работы сетей нервных клеток живого организма. Таким образом, мы установили связь между технической стороной науки и биологией: ИНС строится по принципу работы сетей нервных клеток живого организма. Однако, каким образом здесь замешаны гуманитарные науки?
Дело в том, что в отличие от примитивных линейных алгоритмов, ИНС решает задачи посредством ассоциаций и запоминания приходящих образов. Это является причиной тому, что нейронные сети не программируются в привычном смысле этого слова, а обучаются подобно развитию человеческого мозга, иными словами, воспитываются.
Рассмотрим, что же такое воспитание в сфере существования человека? В широком смысле главные задачи воспитания человека – «подключение» подрастающих поколений к человеческим ценностям, к отечественной и мировой культуре, введение подрастающих поколений в мир экономики и искусства. Назначение воспитания в превращении существа homo sapiens в человека культурного, нравственного – homo etos. Однако воспитание нейронной сети имеет несколько иные принципы.
Если воспитание человека строится на гуманитарной базе, то воспитание ИНС носит естественнонаучный характер. Людям необходима гуманитарная сфера – ИНС же в ней не нуждается. Соответственно, здесь мы сталкиваемся с противоречием: имеет ли смысл существование гуманитарной ветви в сфере информационных технологий, если работа даже самых приближённых к человеческому мозгу систем осуществляется по другим принципам?
Ответ: да, так как эти сферы всё же имеют общую грань: каждый ответ порождает за собой новый вопрос, каждый вопрос требует для себя поиск решения. Именно так работает наш мозг, так же работает искусственная нейронная сеть. Получая некий запрос, ИНС начинает поиск решения. Человеческий мозг, озадаченный вопросом, ищет решение. Получается, гуманитарная составляющая – это способность их (т. е. человеческого мозга и нейросети) взаимодействовать друг с другом.
Постановка вопросов и поиск ответов – своего рода постоянное движение. «Движение – это жизнь», – говорил Аристотель. Движение есть стремление к познанию. Стремление к познанию, в свою очередь, есть поиск ответов. Соответственно, поиск ответов есть жизнь.
Дополним вывод выше: постановка вопросов и поиск решений – это постоянное движение, естественное для человека как живого разумного существа; постановка вопросов и поиск решений – такое же естественное состояние для искусственного интеллекта. Значит, естественное состояние для человека – естественное состояние для ИНС.
Если схематически установить два параллельных вектора, где первый – жизнь и деятельность человеческого мозга, второй – жизнь и деятельность ИНС, то Digital Humanities выступает связующим звеном (расстоянием) между двумя сферами жизни, схожими по своим задачам, но разными по принципу работы, находящимися на разных «орбитах» существования.
Делая вывод из рассуждения выше, можно сказать, что Digital Humanities, являясь промежуточной составляющей между человеком смыслящим как биологическим существом и информационной сферой в виде нейросетей, – это ни ответы на вопросы, ни постановка вопросов (так как данные действия происходят на установленных нами векторах отдельно друг от друга). Digital Humanities – это плоскость, которой принадлежат два вектора современного бытия: биологический и информационный. Digital Humanities является сферой поиска ответов на поставленные вопросы непосредственно на векторах и, соответственно, сферой взаимодействия двух данных параллельных векторов современного бытия друг с другом. Digital Humanities – это сфера для поиска ответов на поставленные вопросы вне одного определённого направления, но на пласте существования двух параллельных направлений и пространстве между ними.
Карина Дмитриевна Минова,
студентка, 3 курс,
Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины,
город Гомель
DIGITAL HUMANITIES –
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ИЛИ ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ?
1. Что это такое?
Digital humanities (DH, цифровые гуманитарные науки) – область научной деятельности на стыке компьютерных технологий и гуманитарных дисциплин. Она включает системное использование цифровых ресурсов в гуманитарных науках, а также анализ их применения. DH можно определить как новые способы проведения научных исследований. Это и совместные исследования, и преподавание, и публикации с использованием вычислений. Они привносят цифровые инструменты и методы в изучение гуманитарных наук с признанием того, что печатное слово больше не является основным средством производства и распространения знаний.
Сравним digital humanities с traditional humanities (традиционным письмом, традишкой), работой, выполненной с помощью традиционных материалов и инструментов – ручкой на бумаге. Оцифрованное (скан, фото) и залитое в интернет традиционное письмо всё равно будет традишкой.
Истоки искусства восходят к доисторической эпохе, задолго до появления письменности. Самые ранние артефакты относят к эпохе палеолита или древнего каменного века – это наскальные рисунки, гравюры, написанные тексты. Благодаря курсу лекций по истории искусства, все мы знаем, как оно развивалось в дальнейшем.
В разные времена появлялись и развивались новые направления искусства и гуманитарных наук. Пришло время и digital humanities. Это современная сфера гуманитарных дисциплин, которая требует много умений и навыков; это цифровое «искусство», направленное на использование технологий, где художественное произведение реализуется в цифровой форме. Цифровое искусство (его также называют мультимедийным, или искусством новых медиа) объединяет множество форм. Это цифровая живопись и иллюстрация, фотография и скульптура, 3D-графика, гейм-арт, интерактивные инсталляции и многое другое. В этом виде «науки-искусства» комбинируются разные стили и техники.
Интересно, что у представителей digital humanities уже есть свой (пусть неофициальный) профессиональный праздник. 2 декабря – день, когда можно поздравлять всех 2D художников. Дату выбрали не случайно, а из-за удачного созвучия: 2nd of December –> 2D day. Но это лирическое отступление… Вернемся к сущности направления digital humanities. Вспомним о том, как возникли первые графические редакторы.
В 50-е годы прошлого века началось развитие CG (computer graphics) как направления. Целью было создать инструмент, который помог бы ученым и инженерам визуализировать результаты исследований. Разработка началась в исследовательских центрах Bell, Labs и Boeing, а в 60-е и 70-е годы к задаче подключились исследовательские университеты штатов Огайо, Юты и Северной Каролины, а также MIT, NYIT и Корнеллский университет. В дальнейшем развитие графических редакторов пошло семимильными шагами.
2. Востребованность
Digital humanities – востребованная сегодня область деятельности. Порой это воспринимается довольно печально. Цифровая реальность вытесняет традиционные формы. Ведь людям легче работать с электронными текстами, например, пересылать их, править. Со временем такой текст не осыплется, в большинстве случаев довольно сложно испортить оригинал, чего не скажешь о бумажных книгах, которые может съесть моль или книжный червь, страницы могут отсыреть или пожелтеть.
История сохранила много фактов oб уничтоженных пожарами библиотеках; o рукописях, которые, конечно, не горят, но были брошены в огонь самими авторами. Всем известен случай со вторым томом «Мертвых душ» Н. В. Гоголя. Часть книг была просто-напросто утеряна, и их содержание уже никогда не будет известно читателю.
Но это не значит, что традиционные книги совсем не нужны. Даже если не принимать во внимание многомиллионные тексты великих писателей прошлых лет, ручное искусство всё ещё в ходу. В сфере образования преобладают именно бумажные издания. Реализм, импрессионизм, кубизм – самые разные направления и стили искусства вдохновляют писателей и художников всего мира до сих пор.
На мой взгляд, направление digital humanities востребовано еще и потому, что сфера деятельности цифровых авторов широкая. Вы можете выбрать нишу, которая интересна именно вам. Можно писать фанфики и печатать их в крупных изданиях. И говорят, что это неплохо оплачивается.
3. Плюсы и минусы
Traditional humanities. О хорошем всегда успеем, поэтому сначала минусы:
– нужно суметь себя зарекомендовать, а это удается не всем;
– необходимо собрать свою аудиторию;
– неизбежны серьезные расходы (на рекламу своего творчества можно потратить всю стипендию);
– возможны проблемы с продажей, поисками потенциальных покупателей (с фикбука и Wattpada нет возможности заказать книгу или монетизировать свое «хобби»; есть специальные группы, но они не всегда подходят по тематике; если же пробовать продвигаться самостоятельно, то зачастую это влечет за собой дополнительные расходы);
– данная деятельность затратна по времени.
А теперь к хорошему.
Атмосфера… Это первое, что приходит на ум. Не всегда в голове есть идея, но писателю уже хочется взять планшет или ноутбук в руки и просто печатать новую главу.
Для черновиков можно использовать буквально всё, что есть под рукой, а не специальный гаджет. Вы не зависите от зарядки вашего устройства и совершенно неважно, где вы пишете: на природе или в кафе с чашечкой кофе.
Как бы парадоксально ни звучало, традиционное искусство зачастую больше ценится.
Digital humanities – интересная и разноплановая работа, которой можно заниматься с большим удовольствием. Если есть навыки и желание освоить технологии, то работы на самом деле много.
Еще плюсы:
– не нужно постоянно тратиться на материалы;
– работа с ноутбуком не требует оборудованного места;
– существует много программ на любой вкус;
– можно легко исправить ошибки, вплоть до перемещения элемента с одного края поля на другой.
К минусам можно отнести:
– необходимость обучения новым технологиям, которые постоянно совершенствуются (впрочем, это больше касается тех, кто выходит на крупный рынок digital humanities);
– зависимость от электричества и заряда гаджета;
– невозможность смены обстановки, если вы работаете на персональном компьютере;
– затратность ремонта компьютерной техники;
– при сбое устройства вероятность навсегда потерять работу и вход в аккаунт.
Заключение
Я изложила лишь отдельные свои мысли o digital humanities. Естественно, каждый автор сам выбирает, что ему больше нравится. Озвученные минусы не являются стандартом для всех: для кого-то они несущественны или являются плюсом, для кого-то есть и другие недостатки или преимущества данного вида деятельности.
Таким образом, нельзя точно сказать, что лучше или легче: digital humanities или traditional humanities. К такому выводу приводит и изучение мнений писателей, которые работали в двух этих направлениях.
Поэтому, если перед вами стоит выбор, создать свое произведение на планшете или на бумаге, в первую очередь изучите оба направления и самостоятельно выделите для себя все «за» и «против».
Главное, верить в себя и не бояться проб и ошибок. Они будут в любом случае, но это не значит, что вы останетесь неуспешным автором. Учитесь, творите и покоряйте вершины своего успеха!
Студентка 3 курса филологического факультета Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины Мария Чешенко заняла первое место в направлении «Лингвистика» в III Международном конкурсе научных постеров «Студенческая наука без границ». Конкурс был организован кафедрой романской филологии Института иностранных языков Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева в апреле 2022 г. В конкурсе участвовали студенты, магистранты и аспиранты из России, Беларуси, Монголии
5 мая 2022 состоялось очередное заседание научного кружка «Актуальные проблемы исторической лексикологии и этимологии». С докладом «О происхождении слова молитва» выступила доцент Е.И. Холявко.
14 апреля 2022 года состоялось заседание секции №7 «Фразеология. Паремиология. Язык художественных произведений» LI студенческой научной конференции филологического факультета УО «Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины» «Дни студенческой науки: Актуальные проблемы языкознания и литературоведения».
Руководили секцией доктор филологических наук В.И.Коваль, кандидат филологических наук И.Г. Гомонова. В работе секции приняла участие зав. кафедрой русского, общего и славянского языкознания доктор филологических наук Е.В. Ничипорчик.
Секретарь секции – студентка 3 курса А.В. Бондаренко
Особый интерес вызвал доклад учащейся средней школы №11 г. Гомеля А.А. Бараненко «Продуктивность компонентов мало-, много- как частей сложных слов (на материале толковых словарей В.И. Даля и С.А. Кузнецова)», подготовленный под руководством учителя русского языка и литературы, магистранта П.С. Завтриковой.
13 апреля 2022 года состоялось заседание секции №6 "История русского языка. Ономастика» LI студенческой научной конференции филологического факультета УО «Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины» «Дни студенческой науки: Актуальные проблемы языкознания и литературоведения».
Руководили секционным заседанием преподаватели кафедры русского, общего и славянского языкознания кандидат филологических наук Е.И. Холявко, Е.Ф. Асенчик.
Секретарем была студентка 3 курса Д.В. Шугаёва.
12 апреля 2022 года состоялось заседание секции №5 «Современный русский язык (структурный, семантический, стилистический, дидактический аспекты). Язык интернет-пространства» LI студенческой научной конференции филологического факультета УО «Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины» «Дни студенческой науки: Актуальные вопросы языкознания и литературоведения».
Руководили секционным заседанием преподаватели кафедры русского, общего и славянского языкознания доктор филологических наук В.И. Коваль, кандидат филологических наук И.Г.Гомонова, Е.Ф. Асенчик.
Секретарь секции – студентка 3 курса Лаворенко А.С.
Ежегодный конкурс СНИЛ уже в четвертый раз проводится Центральным советом по НИРС ГГУ имени Ф.Скорины.
В этом году в конкурсе приняли участие 16 студенческих научно-исследовательских лабораторий.
Целью конкурса является совершенствование работы научного сообщества студентов и магистрантов вуза, популяризация научной и инновационной деятельности среди молодежи, стимулирование труда профессорско-преподавательского состава ГГУ имени Ф. Скорины, эффективно руководящего СНИЛ.
Сроки проведения конкурса – с 15 февраля по 15 марта 2022 года.
Конкурс проводился в два этапа:
I этап – факультетский. Предусматривает определение лучшей(-их) СНИЛ на каждом факультете и рекомендацию победителя(-ей) к участию в следующем этапе.
II этап – общеуниверситетский, по итогам которого лучшая СНИЛ ГГУ имени Ф. Скорины получает рекомендацию для поощрения специальным фондом Президента Республики Беларусь по поддержке одаренных учащихся и студентов.
Победителем конкурса стала CНИЛ «Культурно-историческая психология», научный руководитель - Крутолевич Анна Николаевна, доцент кафедры психологии, кандидат психологических наук, доцент.
Филологический факультет на конкурсе представляли 4 СНИЛ.
Лучшей среди СНИЛ филологического факультета и 6 среди СНИЛ университета стала СНИЛ «Язык. Культура. Коммуникация», научный руководитель - Мельникова Ольга Николаевна, доцент кафедры русского, общего и славянского языкознания, к.ф.н., доцент (2021 год), в настоящее время - Холявко Елена Ивановна, доцент кафедры русского, общего и славянского языкознания, к.ф.н., доцент
29 марта 2022 г. состоялось очередное заседание научного кружка «Актуальные проблемы исторической лексикологии и этимологии» кафедры русского, общего и славянского языкознания. С докладом «О происхождении слов любви» выступила доцент кафедры Е.И. Холявко.
24 февраля 2022 г. состоялось очередное заседание студенческого научного кружка «Актуальные проблемы исторической лексикологии и этимологии» кафедры русского, общего и славянского языкознания. Заседание прошло в расширенном составе: участвовали не только постоянные члены СНИЛ, были приглашены и заинтересованные первокурсники. Перед ними с докладом «Исключения из правил русской орфографии: историко-фонетический комментарий» выступила студентка третьего курса Дарья Шугаёва. Студенты первого курса, только приступившие к постижению исторических лингвистических дисциплин, активно включились в выполнение предлагаемых заданий и убедились, что изучение истории языка занимательно и полезно для современного филолога.