Экскурсия в Музей автографа Выставка «Мир и война глазами детей». Художественная выставка Олега Белоусова

5 декабря 2023 года студенты  группы РФ-41 совершили экскурсию  в Музей автографа в центральной городской библиотеке им. А.И. Герцена. Студенты посетили выставку детского творчества художественной изостудии «Краски жизни» «Мир и война глазами детей», посвященную 80-летию освобождения Гомеля от немецко-фашистских захватчиков. У участников экскурсии, проведённой библиотекарем Викторией Воропаевой, осталось много ярких впечатлений от увиденных работ с изображением военного и мирного времени, проникнутых патриотическими чувствами талантливых юных художников, их оптимизмом, любовью к Родине, жизни, красоте земного бытия, творчеству.

Не менее интересной и познавательной оказалась экспозиция, организованная в рамках проекта «Живой автограф», на которой представлены работы известного фотожурналиста и художника Олега Белоусова, выполненные с 2016 по 2023 гг.

Студенты РФ-41 и их куратор Светлана Борисовна Цыбакова выражают благодарность работникам библиотеки, которые всегда радушно принимают посетителей, проводят интересные экскурсии.  

1701793022662

1701793022674

1701793022684

1701793022694

1701793022714

1701793022723

1701793022736

1701793022740

1701793022744

1701793022752

«ВСЕ МЫ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА»: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТУРНИР ПО «ДЕНИСКИНЫМ РАССКАЗАМ» В.ДРАГУНСКОГО И «ПРИКЛЮЧЕНИЯМ НЕЗНАЙКИ» Н.НОСОВА СОСТОЯЛСЯ НА ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

30 ноября 12 команд студентов и преподавателей филологического факультета окунулись в мир детства вместе с героями «Денискиных рассказов» В. Драгунского и серии книг о приключениях Незнайки Н. Носова. Кафедра русской и мировой литературы организовала интеллектуальный турнир, приуроченный к юбилеям, без сомнения, самых читаемых классиков советской литературы для самых маленьких читателей. Ведущим и автором-составителем вопросов по доброй традиции стала старший преподаватель кафедры русской и мировой литературы Е. Л. Гречаникова, подготовившая 20 увлекательных и разноуровневых вопросов. С внушительным комплектом книг русской классики для победителей турнира и обстоятельным рассказом об образовательных программах для молодёжи и перспективах сотрудничества мероприятие открыла руководитель Русского дома в Гомеле О. М. Бороненко. Вслед за Ольгой Михайловной добрыми пожеланиями и позитивным зарядом на игру поделился заведующий кафедрой русской и мировой литературы И. Н. Афанасьев, оказавший неоценимую помощь в подготовке дипломов для победителей турнира.

Что вполне ожидаемо, победила самая юная команда – «Потомки Князей русских» студентов 1 курса группы РФ-11. Второе место завоевала команда «N» студентов группы РИ-41, неоднократно входившая в число победителей и призёров различных интеллектуальных турниров. И, наконец, почётное третье место у команды «Глокая куздра» преподавателей кафедры русского, общего и славянского языкознания в лице И. Г. Гомоновой, О. Н. Мельниковой и Е. Ф. Асенчик.

Поздравляем победителей и благодарим организаторов турнира за предоставленную возможность приятно и с пользой для ума провести время, команды – за позитивный настрой на игру и положительные эмоции, и, конечно же, Русский дом в Гомеле за прекрасные призы, особенно дорогие сердцу истинного любителя доброго слова.

Анастасия ЛОБАНОВИЧ 

Фото Дины ТАЦОХА


1

2

3

4

5

6

 

8

9

10

11

12

15

Круглый стол «Язык. Культура. Коммуникация»

 В рамках XI Международного культурно-образовательного и научного мероприятия «Славянские встречи» 28 ноября на филологическом факультете Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины состоялось заседание Круглого стола «Язык. Культура. Коммуникация».

В заседании Круглого стола приняли участие доктор филологических наук, профессор кафедры славянской филологии Санкт-Петербургского университета В. М. Мокиенко, доктор филологических наук, главный научный сотрудник отдела теоретического и прикладного языкознания Института языкознания Российской академии наук М.Л. Ковшова, кандидат филологических наук, доцент Московского педагогического государственного университета  О. И. Авдеева, а также преподаватели, аспиранты, магистранты и студенты ГГУ имени Ф. Скорины. Доктор филологических наук, заведующий кафедрой русского, общего и славянского языкознания Е. В. Ничипорчик вела заседание Круглого стола.  

В качестве ведущего спикера Круглого стола выступила профессор Южного федерального университета Савенкова Людмила Борисовна. На обсуждение был представлен доклад Людмилы Борисовны «Мы в зеркале пословиц». Яркий интересный материал, располагающая манера докладчика вызвали живой интерес у всех участников Круглого стола. И студенты, и преподаватели приняли активное участие в развернувшейся дискуссии  об актуальности паремиологических идей, нашедших отражение в русских пословицах и поговорках. Участники круглого стола отметили общность интересов, наметили пути дальнейшего сотрудничества.

IMG-911eac88983135ac27cab36b4a862f27-V

IMG-457c0f5a4ea97083795e4a6686e5df93-V

IMG-50b52abcf0ad97ed109e19abcaa8deb0-V

IMG-15eeae706917624457e70e2e1de4bee8-V

Шаг в науку 2023

28–29 ноября 2023 г. в Гомельском государственном университете имени Франциска Скорины состоялась V Международная научная конференция молодых исследователей «Шаг в науку: проблемы, поиски, решения». Конференция проводилась кафедрой русского, общего и славянского языкознания при поддержке представительства Россотрудничества в Беларуси и Российского центра науки и культуры в г. Гомеле в рамках Международного культурно-образовательного и научного мероприятия «Славянские встречи». Соорганизатором конференции выступил Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова.

 Среди 66 участников научной конференции – представители университетов Беларуси, России, Кыргызстана. Особенностью конференции в этом году стало большое число очных участников. На конференцию приехала делегация студентов Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева во главе с доцентом С.Л. Михеевой, а также студенты, магистранты, аспиранты Белорусского государственного университета, Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка, Санкт-Петербургского государственного университета.

В первый день конференции состоялось пленарное заседание. Открыла конференцию заместитель декана филологического факультета Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины И.Г. Гомонова. Приветствовали гостей и участников конференции заведующий кафедрой языкознания и литературоведения Магнитогорского государственного технического университета имени Г.И. Носова С.В. Рудакова; профессор кафедры русского языка Южного федерального университета Л.Б. Савенкова; профессор кафедры русского, общего и славянского языкознания Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины В.И. Коваль, Почетный председатель Фразеологической комиссии  при Международном комитете славистов, профессор Санкт-Петербургского государственного университета В.М. Мокиенко.

С докладами на пленарном заседании выступили и опытные, и начинающие молодые исследователи: А.И. Копнинова, А.А. Щербатая (г. Гомель), О.Г. Дедович, Д.С. Матеша (г. Минск), Д.В. Андреева (г. Чебоксары), Д.А. Конькова (г. Магнитогорск). Тематика их докладов отражает все проблемное поле конференции.

 В центре внимания молодых ученых было фразеологическое и паремиологическое наследие, семантика слова в синхронии и диахронии, филологический анализ художественного текста, специфика языковой личности и текста в цифровую эпоху, особенности интернет-коммуникации, проблемы экологии языка в условиях глобализации, своеобразие межкультурной коммуникации, важные вопросы обучения языку в современной школе.

Обсуждение научных проблем было продолжено 29 ноября на секционных заседаниях. Работа была организована онлайн и офлайн в двух секциях. Итогом работы конференции стал выход в свет третьего выпуска «Молодежного филологического вестника».

 Работа и пленарного, и секционных заседаний, содержание опубликованных статей убедительно свидетельствуют, что в науку уверенно идут талантливые, увлеченные, образованные молодые люди, которым подвластны поставленные научные проблемы и которые в результате усердных поисков найдут верные и нужные решения. Желаем успеха участникам конференции и благодарим их научных руководителей!

 

Оргкомитет конференции

 

 

IMG-1c9a4f6c238eeb75af3b05ce412cdb54-V

 

IMG-2b4c357ce88ca6ab4cb1663577d4bf58-V

 

IMG-05fb136023c573791ba9e5762c7a594e-V

 

IMG-697edd502d68cdf672a6773fed114ba1-V

 

IMG-4887605bf12b7d0e4b6c247755fed95a-V

 

IMG-a5f9469d39097d13c96f2b1537165add-V

 

IMG-af531ace6d264ede1af3428a404a0441-V

 

IMG-b2641bdc2efbe8f19ec77d7628b650d5-V

 

IMG-d1a2a638e0936eb49fc5976656830258-V

 

IMG-e8402fe734bc269be3a298b90c0c126b-V

 

IMG-e19850ce24234cefdc7657a06962d0bd-V

 

 

Лекция приглашенного преподавателя

 По-русски. Это как?

 

Мнение преподавателя. 27 ноября 2023 г. лекцию по такой необычной теме мастерски прочитала для студентов филологического факультета приглашенный профессор кафедры русского языка Южного федерального университета доктор филологических наук, профессор Людмила Борисовна Савенкова. Людмила Борисовна Савенкова – известный и авторитетный ученый в области фразеологии и паремиологии. В увлекательной форме, системно и обстоятельно проф. Л.Б. Савенкова познакомила студентов 2 и 3 курсов специальности «Русский язык и литература. Иностранный язык (английский/китайский)» с современным направлением в лингвистике – лингвокогнитологией, ее базовой терминологией, ведущими учеными и их трудами. Лектор характеризовала образы, эталоны, авто- и гетеростереотипы, анализировала соотношение оценочности и этнического стереотипа; блестяще продемонстрировала методику и инструментарий лингвокогнитивного исследования словарной единицы по-русски на материале современного газетного подкорпуса Национального корпуса русского языка. Живой иллюстративный материал, представленный ярко и красочно, приправленный добрым юмором и притягательной манерой изложения, был с вниманием и интересом воспринят студенческой аудиторией. Лекция профессора Л.Б. Савенковой, несомненно, стала значимым событием в научной и учебной жизни нашего факультета.

Мнение студента. По-русски – это как? Я очень часто слышала выражения с этим словом, но никогда не понимала его истинный смысл. А сегодня мне посчастливилось побывать на открытой лекции Людмилы Борисовны Савенковой – профессора кафедры русского языка Южного федерального университета, которая как раз освещала эту тему, рассказывая нам о разного рода стереотипах, например: он работает как пчела; быть коровой на льду; он точный как часы и т. д.

А вот любить по-русски, пить по-русски, накрывать стол по-русски, что это означает? Какое значение слова лежит в основе этих выражений? По-русски – это как?

Благодаря Людмиле Борисовне мы узнали, что большинство выражений с использованием слова по-русски носит стереотипный характер, относящийся больше к автостереотипам. Так русские отзываются о себе (пить по-русски, диета по-русски, переговоры по-русски), при этом выражения нельзя отнести к отрицательным характеристикам, они скорее всего нейтральны.

На лекции были рассмотрены 6 вопросов, касающиеся только слова по-русски или выражения с ним. В качестве аргументов были приведены словари разного года издания, работы и статьи известных исследователей, НКРЯ, где были проанализированы выражения с этим словом. И, благодаря этому, я смогла сделать для себя определенные выводы:

1. Нельзя дать точное определение этому слову, нужно смотреть на контекст, чтобы более-менее объяснить то, что имеется в виду.

2. Несмотря на то что для самих русских все выражения, в большей степени, нейтральны, для других народов эти же выражения могут носить оценочный характер.

Как говорилось на лекции, у каждой страны есть свои стереотипы, сложившиеся внешне (гетеростереотипы) или собственные (автостереотипы), и не стоит забывать, что стереотипы, чего бы они ни касались, в большинстве случаев носят искаженный характер.

 

                                    Александра Максименко – староста группы РИ-21

 

                                   Елена Ивановна Холявко – доцент кафедры РОСЯ

 

 

 

 

IMG-fed004d79e9882c1d422c39ed8303385-V

IMG-f1f5374d305206ee90c9e33585906902-V

IMG-ec59e33b2daff7bbc5c43e3a86efb603-V

IMG-e7989b7ad011e66f83de3a234f32de5b-V

IMG-e2bf7e329a112fcb3c6f279baef77815-V

IMG-dd016370de0066326d3e47b7d29a5b2c-V

IMG-db537aacab356849eeecf6b46e5b14eb-V

IMG-be5b9563c90009c715c692f5f286f83f-V

IMG-b25f2d67fb6b8dd849334a21f4701eb7-V

IMG-a903985ff9449ed544dc90bdaf7945e6-V

IMG-a82bb3e67f87042eb6c95a835737d435-V

IMG-623c7c90354d48f2eb109af092352da3-V

IMG-410e2b59b2ce7115567c8961cfa80d3c-V

IMG-43fa8d2a3fe117286348ccc9eb81c4c8-V

IMG-8b45e4931397644ead20eddf7656b974-V

2011 Метадычная работа. Филологический факультет им. Ф. Скорины
Powered by Joomla 1.7 Templates