Секция ХLIX студенческой научной конференции "Актуальные проблемы языкознания и литературоведения" “Парадигма классического искусства и её проекции в русской и мировой литературе”
В Гомельском государственном университете имени Ф. Скорины весной традиционно проходит студенческая научная конференция «Дни студенческой науки: Актуальные проблемы языкознания и литературоведения».
На филологическом факультете учреждения образования “ГГУ имени Ф. Скорины” с 09.04.20 по 30.04.20 проводится ХLIX студенческая научная конференция «Дни студенческой науки: Актуальные проблемы языкознания и литературоведения».
В этом году заседания проходят в дистанционном режиме.
Кафедра русской и мировой литературы организовала заседание двух секций «Парадигма классического искусства и её проекции в русской и мировой литературе» и «Фольклористика».
Секция № 9
“Парадигма классического искусства и её проекции в русской и мировой литературе”
Руководитель секции – Берёзко А.Ф.
1 Бурьяк Ольга Андреевна, 2 курс. «Проблема морального выбора в рассказе В. Распутина «Уроки французского»». Научный руководитель ‑ Берёзко А.Ф. Доклад посвящен проблеме морального выбора в рассказе В. Распутина «Уроки французского». Подчеркивается сила воли главного героя произведения, способного пережить все тяготы жизни. Рассмотрены трудные жизненные ситуации, из которых читателю следует извлечь нравственные уроки. Дана оценка влияния личностных качеств человека на выбор линии поведения как ребенка, так и взрослого человека.
2 Валужина Екатерина Юрьевна, 2 курс. «Концепт невесты в драматургии А. Н. Островского». Научный руководитель ‑ Капшай Н.П. В докладе исследуется образ невесты, с поражающим постоянством возникающий в драматургии А. Н. Островского. Выявляются биографические, культурологические и языковые истоки и предпосылки авторского образа. Определена динамика развития образа в эволюционирующей драматической системе А. Н. Островского.
3 Бодрова Марина Андреевна, 2 курс. «Фантастика в литературе: история вопроса». Научный руководитель ‑ Берёзко А.Ф. Доклад посвящен развитию фантастики в литературе. Рассмотрено одно из самых известных предположений, связанных с возникновением фантастики в художественном мире, исследовано ее поэтапное развитие во всех исторических эпохах, начиная с древности и заканчивая современностью. Выявлены характерные черты, присутствующие в фантастических произведениях авторов различных исторических эпох.
4 Хлебоказова Виктория Олеговна, 2 курс. ««Уединённое» В. Розанова: специфика жанра». Научный руководитель ‑ Берёзко А.Ф. Доклад посвящен исследованию поэтики интимной прозы философа и писателя 19 века В. Розанова. Рассмотрен творческий путь автора, а также причины, побудившие его к открытию новой прозы в русской литературе. В сравнительном плане проанализированы трилогия писателя «Уединённое» и два короба «Опавших листьев», определена проблематика и тематика данных произведений.
5 Ковалевич Надежда Ивановна, 2 курс. «Мотив карточной игры в драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад»». Научный руководитель ‑ Азарова И.Б. Предметом изучения в докладе является мотив карточной игры в драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад». В результате исследования выявлены история возникновения и значение карт и карточной игры в русской литературе 19 века, а также примеры использования данного мотива в творчестве русских писателей. Установлено, что мотив карточной игры является сквозным в данном произведении и имеет специфические особенности воплощения.
6 Левая Софья Анатольевна, 2 курс. «Язык произведений А.П. Чехова». Научный руководитель ‑ Азарова И.Б. Доклад посвящен изучению рассказов А. П. Чехова. В результате исследования были выявлены индивидуально-авторские особенностей стиля писателя.
7 Самойленко Анна Васильевна, 2 курс. «Специфика реализации концепта «хитрость» в творчестве А.П. Сумарокова»Научный руководитель ‑ Азарова И.Б. В докладе проанализировано содержание понятия «концепт»и специфика реализации концепта «хитрость» на примере сатиры А. П. Сумарокова. Определены основные объекты сатиры А. П. Сумарокова (корыстолюбивые судьи, спесивые дворяне, невежественные помещики, разбогатевшие и нечистые на руку купцы и торговцы, сварливые жены и просто глупцы и завистники) и их аллегорические реализации (как правило, образы животных).
8 Гнётова Анастасия Александровна, 2 курс. «Тема двойничества в романе «Преступление и наказание» Ф. Достоевского». Научный руководитель ‑ Берёзко А.Ф. Доклад посвящен исследованию темы двойничества в истории русской литературы на примере романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Особое внимание уделено анализу функций «двойника» в произведениях художественной литературы. Сделан вывод о том, что психологические двойники Раскольникова (Лужин, Свидригайлов), по замыслу Ф. Достоевского, призваны помочь читателю в сложном характере главного героя романа.
9 Семченко Дарья Андреевна, 2 курс. «Поэтика эпиграфа в творчестве Л. Толстого». Научный руководитель ‑ Берёзко А.Ф. Доклад посвящен исследованию роли и значения эпиграфа в творчестве Л. Толстого. Рассматривается генезис и эволюция данного рамочного элемента в литературе. Особое внимание уделено изучению прогнозирующей функции эпиграфа в произведениях Л. Толстого. Опираясь на основные достижения литературоведения, автор статьи анализирует разнообразие трактовок эпиграфа к роману писателя «Анна Каренина».
10 Кравцова Анастасия Павловна, 2 курс. «Место авторской песни в поэтическом творчестве В.С. Высоцкого». Научный руководитель ‑ Цыбакова С.Б. Доклад посвящен специфике и месту произведений В. С. Высоцкого, представляющих собой жанр авторской песни в творчестве поэта. Определены особенности генезиса вышеназванного жанра, их проявление в творчестве В. С. Высоцкого. Установлено значение поэта в развитии бардовского искусства. Сделан вывод о том, что такие отличительные особенности стихотворений-песен В. С. Высоцкого, как исповедальность и театральность, способствовали популярности его творчества, изменению сознания людей, развитию у них интереса к ценностям и принципам, которые были особенно значимы для автора-исполнителя.
11 Минова Юлиана Григорьевна, 2 курс. «Поэтика миниатюр В.П. Астафьева «Затеси»». Научный руководитель ‑ Цыбакова С.Б. Доклад посвящен поэтике произведений из книги В. П. Астафьева «Затеси», представляющих собой жанр миниатюры. Рассмотрены особенности мировосприятия писателя, определившие идейно-художественную, жанрово-стилевую специфику миниатюр. Выявлены жанровые разновидности вышеназванных произведений В. П. Астафьева. Особое внимание уделено группе произведений, посвященных теме «человек – природа», в поэтике которых ярко выражено лирико-философское начало. Сделан вывод о том, что отношения человека и природного мира, изображенные В. П. Астафьевым, предстают в зеркальной взаимоотраженности и взаимообусловленности.
12 Змитрович Янина Вячеславовна, 2 курс. «Элементы литературы ужасов в повести Н.В. Гоголя «Вий»». Научный руководитель ‑ Цыбакова С.Б. Доклад посвящен элементам поэтики литературы ужасов в повести Н. В. Гоголя «Вий». Определены ведущие признаки литературы ужасов, а также их функционирование в вышеназванном произведении Н. В. Гоголя. Рассмотрены особенности образов Вия и Панночки. Сделан вывод о том, что повесть «Вий» Н. В. Гоголя является образцом литературы ужасов ХIХ века.
13 Алейник Роман Денисович, 2 курс. «Христианская символика в повести Альбера Камю «Посторонний»». Научный руководитель ‑ Кастрица Е.А. Доклад посвящен рассмотрению христианской символики в повести французского писателя середины ХХ в. Альбера Камю «Посторонний». Анализируется роль христианской символики в раскрытии мыслей, мотивов и решений главного героя повести Мерсо. На конкретном литературном примере обосновывается одна из мыслей атеистического экзистенциализма.
14 Елисеева Марина Алексеевна, 2 курс. «Леонид Андреев – мастер психологического слова». Научный руководитель ‑ Кастрица Е.А. В докладе на материале рассказов «Петька на даче», «Баргамот и Гараська» рассматривается специфика психологизма Л. Андреева, отмечаются особенности портретных характеристик, «говорящих» фамилий, авторских художественных деталей.
15 Ковалёва Ольга Сергеевна, 2 курс. «Особенности психологизма в произведениях А. Чехова и Г. Флобера». Научный руководитель ‑ Кастрица Е.А. В докладе рассматриваются особенности психологизма в произведениях А.П. Чехова и Г. Флобера, анализируются типы психологизма, используемые авторами.
16 Бритова Анастасия Андреевна, 2 курс. «Проблемы бедного детства и социального неравенства в рассказах А.П. Чехова и А.И. Куприна». Научный руководитель ‑ Кастрица Е.А. В докладе анализируются рассказы А.П. Чехова и А.И. Куприна, в которых главными героями являются дети из низших слоёв общества. Автор рассматривает проблемы социального неравенства, их влияние на мир детства в общем и становление личности маленького человека в частности.
17 Лушковская Анна Олеговна, 3 курс. «Создание образа лирической героини в поэзии А. Ахматовой». Научный руководитель ‑ Берёзко А.Ф. В докладе исследуются особенности поэтики ранней лирики А. Ахматовой. На широком фактическом материале проанализирована индивидуальность поэтессы, которая наглядно проявилась в ее творчестве при создании образа лирической героини. Особое внимание уделяется роли А. Ахматовой в открытии так называемой женской поэзии и женского мира.
18 Борисенко Мария Сергеевна, 4 курс. «Семантика женского образа в лирике Б. Рыжего». Научный руководитель ‑ Капшай Н.П. В докладе на основе целостного анализа поэтических текстов рассматривается несколько ипостасей женского образа, созданного в лирике Бориса Рыжего. Раскрывается их связь с женским образами А. А. Блока, отдельно выделяется образ женщины-жены, друга, музы, определяются его семантические доминанты.
19 Силкина Екатерина Геннадиевна, 2 курс. «Воплощение образа русалки в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова». Научный руководитель ‑ Кастрица Е.А. Доклад посвящен рассмотрению образа русалки в произведениях классиков русской литературы А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. На основании анализа некоторых произведений авторов делается вывод об особенностях воплощения образа русалки в их творчестве, специфике интерпретации фольклорно-мифологических мотивов, связанных с вышеназванным персонажем.
20 Король Екатерина Андреевна, 3 курс. «Специфика фантастических образов в прозе А.К. Толстого». Научный руководитель ‑ Гречаникова Е.Л. Доклад посвящен выявлению и анализу особенностей фантастических образов в прозе А. К. Толстого (на примере рассказов «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет», повестей «Упырь» и «Амена»). На основании исследования выявлено: создавая фантастические образы (вурдалаков, призраков, вампиров, упырей и оборотней) в рамках романтической картины мира, автор ориентируется на традиции как славянской мифологии, так и европейской мифологии в целом. Также отмечено непосредственное влияние на художественный мир А. К. Толстого традиций европейской литературы и, в частности, жанра готического романа (топосы «старинный замок», «тёмный лес» и т. п.).
21 Шариков Юрий Владимирович, 3 курс, «Измененные состояния сознания как аспект художественного мира произведений Э. По и А. Грина». Научный руководитель ‑ Гречаникова Е.Л. Доклад посвящен проблемам поэтики изменённых состояний сознания в художественном мире литературного произведения. Проблема рассмотрена на примере новеллы Э. А. По «Вильям Вильсон» и рассказа А. Грина «Крысолов». В статье выявлена специфика функционирования образов изменённых состояний сознания, связанных с фигурой автора-рассказчика и персонажей.
22 Башлыкова Евгения Викторовна, магистрант «Исторический факт в прозе Константина Симонова». Научный руководитель ‑ Афанасьев И.Н. В докладе рассматриваются события оборонительного сражения под Борисовым в июне 1941 года, свидетелем и участником которого был К. Симонов. В сравнительном плане проанализированы очерк писателя «Июнь-декабрь 1941 года», роман «Живые и мертвые» и дневниковая книга «Разные дни войны», объединенные образом главного героя описанных событий – полковника Александра Лизюкова.
23 Поромбик Ангелина Руслановна, 2 курс «Мастерство М.Ю. Лермонтова в изображении природы Кавказа». Научный руководитель ‑ Берёзко А.Ф. Доклад посвящен исследованию мастерства М. Лермонтова в изображении природы Кавказа. В теоретическом аспекте проанализированы функции пейзажа как составляющей художественного мира произведения. Изучена специфика изображения взаимоотношений человека и природы в лирике и прозе автора. Особое внимание уделено рассмотрению пейзажа Кавказа как способу проявления душевного состояния главного героя романа «Герой нашего времени» Печорина.
Подготовленные доклады свидетельствуют о живом интересе студентов к изучению произведений русской и мировой литературы. Лучшие доклады рекомендованы к публикации.