Материалы

Новости СНИЛ

Студенты филологического факультета Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины стали победителями Международной олимпиады «Филология в цифровом мире». Студентка группы РИ-21 Анастасия Копнинова заняла первое место, а студентка группы РФ-31 Карина Минова – второе место.

Олимпиада была организована в марте-апреле 2022 г. кафедрой языкознания и литературоведения института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета имени  Г.И.Носова.

Олимпиада проводилась в два этапа. Сначала участники выполняли онлайн-тест, содержащий задания по основным вопросам филологии и цифровых технологий. Набравшие более 60 баллов переходили во второй тур и писали эссе на предложенную организаторами тему. Таким был сложный путь, приведший к победе наших студенток. С их согласия публикуем их эссе.

Кафедра русского, общего и славянского языкознания благодарит всех студентов филологического факультета, принявших участие в олимпиаде, поздравляет победителей и желает новых успехов!

 

image

 

3

Анастасия Игоревна Копнинова,

студент, 2 курс, Гомельский государственный

университет имени Ф. Скорины,

г. Гомель

 

DIGITAL HUMANITIES – ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ИЛИ ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ?

 

Для дальнейшего рассмотрения необходимо указать, в первую очередь, что есть само по себе Digital Humanities? Итак, это область исследований, обучения и созидания на стыке компьютерных и гуманитарных наук. 
Само возникновение такой области, как Digital Humanities, говорит о том, что современная наука нуждается в данном направлении.

Начнём с того, что всё новые и новые изобретения часто обращаются к биологическим реалиям живых организмов (способам их работы, назначению и пр.) с целью использовать эти механизмы в технической сфере. Например, подводная лодка. Рассмотрим её строение: средство состоит из герметичных отсеков, которые способны сохранить рабочее состояние уцелевших частей при повреждении корпуса или разгерметизации.

Для контраста возьмём строение организма кольчатых червей. Это цельная органическая система, состоящая из придатков, названных целомами (визуально их можно распознать как небольшие колечки, отсюда и название червей: кольчатые). В свою очередь, каждый целом – практически автономная часть, как и отсеки в подводной лодке. Таким образом, человек способен перенимать реалии органической среды в сферу техническую.

Если рассматривать Digital Humanities как нечто необходимое современной науке, то, во-первых, определим ведущее направление современной науки и установим взаимосвязь.

Не секрет на сегодняшний день, что передовой ветвью развития науки является искусственная нейронная сеть (далее ИНС). Это математическая модель, функционирующая по принципу работы сетей нервных клеток живого организма. Таким образом, мы установили связь между технической стороной науки и биологиейИНС строится по принципу работы сетей нервных клеток живого организма. Однако, каким образом здесь замешаны гуманитарные науки?

Дело в том, что в отличие от примитивных линейных алгоритмов, ИНС решает задачи посредством ассоциаций и запоминания приходящих образов. Это является причиной тому, что нейронные сети не программируются в привычном смысле этого слова, а обучаются подобно развитию человеческого мозга, иными словами, воспитываются.

Рассмотрим, что же такое воспитание в сфере существования человека? В широком смысле главные задачи воспитания человека – «подключение» подрастающих поколений к человеческим ценностям, к отечественной и мировой культуре, введение подрастающих поколений в мир экономики и искусства. Назначение воспитания в превращении существа homo sapiens в человека культурногонравственного – homo etos. Однако воспитание нейронной сети имеет несколько иные принципы.

Если воспитание человека строится на гуманитарной базе, то воспитание ИНС носит естественнонаучный характер. Людям необходима гуманитарная сфера – ИНС же в ней не нуждается. Соответственно, здесь мы сталкиваемся с противоречием: имеет ли смысл существование гуманитарной ветви в сфере информационных технологий, если работа даже самых приближённых к человеческому мозгу систем осуществляется по другим принципам?

Ответ: да, так как эти сферы всё же имеют общую грань: каждый ответ порождает за собой новый вопрос, каждый вопрос требует для себя поиск решения. Именно так работает наш мозг, так же работает искусственная нейронная сеть. Получая некий запрос, ИНС начинает поиск решения. Человеческий мозг, озадаченный вопросом, ищет решение. Получается, гуманитарная составляющая – это способность их (т. е. человеческого мозга и нейросети) взаимодействовать друг с другом.

Постановка вопросов и поиск ответов – своего рода постоянное движение. «Движение – это жизнь», – говорил Аристотель. Движение есть стремление к познанию. Стремление к познанию, в свою очередь, есть поиск ответов. Соответственно, поиск ответов есть жизнь.

Дополним вывод выше: постановка вопросов и поиск решений – это постоянное движениеестественное для человека как живого разумного существа; постановка вопросов и поиск решений – такое же естественное состояние для искусственного интеллекта. Значит, естественное состояние для человека – естественное состояние для ИНС.

Если схематически установить два параллельных вектора, где первый – жизнь и деятельность человеческого мозга, второй – жизнь и деятельность ИНС, то Digital Humanities выступает связующим звеном (расстоянием) между двумя сферами жизни, схожими по своим задачам, но разными по принципу работы, находящимися на разных «орбитах» существования.

Делая вывод из рассуждения выше, можно сказать, что Digital Humanities, являясь промежуточной составляющей между человеком смыслящим как биологическим существом и информационной сферой в виде нейросетей, – это ни ответы на вопросы, ни постановка вопросов (так как данные действия происходят на установленных нами векторах отдельно друг от друга). Digital Humanities – это плоскость, которой принадлежат два вектора современного бытия: биологический и информационный. Digital Humanities является сферой поиска ответов на поставленные вопросы непосредственно на векторах и, соответственно, сферой взаимодействия двух данных параллельных векторов современного бытия друг с другом. Digital Humanities – это сфера для поиска ответов на поставленные вопросы вне одного определённого направления, но на пласте существования двух параллельных направлений и пространстве между ними.




Gramota-2-mesto-Minova

 

image

Карина Дмитриевна Минова,

студентка, 3 курс,

Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины,

город Гомель

 

DIGITAL HUMANITIES – 

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ИЛИ ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ?

 

1. Что это такое?

Digital humanities (DH, цифровые гуманитарные науки) – область научной деятельности на стыке компьютерных технологий и гуманитарных дисциплин. Она включает системное использование цифровых ресурсов в гуманитарных науках, а также анализ их применения. DH можно определить как новые способы проведения научных исследований. Это и совместные исследования, и преподавание, и публикации с использованием вычислений. Они привносят цифровые инструменты и методы в изучение гуманитарных наук с признанием того, что печатное слово больше не является основным средством производства и распространения знаний.

Сравним digital humanities с traditional humanities (традиционным письмом, традишкой), работой, выполненной с помощью традиционных материалов и инструментов – ручкой на бумаге. Оцифрованное (скан, фото) и залитое в интернет традиционное письмо всё равно будет традишкой.

Истоки искусства восходят к доисторической эпохе, задолго до появления письменности. Самые ранние артефакты относят к эпохе палеолита или древнего каменного века – это наскальные рисунки, гравюры, написанные тексты. Благодаря курсу лекций по истории искусства, все мы знаем, как оно развивалось в дальнейшем.

В разные времена появлялись и развивались новые направления искусства и гуманитарных наук. Пришло время и digital humanities. Это современная сфера гуманитарных дисциплин, которая требует много умений и навыков; это цифровое «искусство», направленное на использование технологий, где художественное произведение реализуется в цифровой форме. Цифровое искусство (его также называют мультимедийным, или искусством новых медиа) объединяет множество форм. Это цифровая живопись и иллюстрация, фотография и скульптура, 3D-графика, гейм-арт, интерактивные инсталляции и многое другое. В этом виде «науки-искусства» комбинируются разные стили и техники.

Интересно, что у представителей digital humanities уже есть свой (пусть неофициальный) профессиональный праздник. 2 декабря – день, когда можно поздравлять всех 2D художников. Дату выбрали не случайно, а из-за удачного созвучия: 2nd of December –> 2D day. Но это лирическое отступление… Вернемся к сущности направления digital humanities. Вспомним о том, как возникли первые графические редакторы.

В 50-е годы прошлого века началось развитие CG (computer graphics) как направления. Целью было создать инструмент, который помог бы ученым и инженерам визуализировать результаты исследований. Разработка началась в исследовательских центрах Bell, Labs и Boeing, а в 60-е и 70-е годы к задаче подключились исследовательские университеты штатов Огайо, Юты и Северной Каролины, а также MIT, NYIT и Корнеллский университет. В дальнейшем развитие графических редакторов пошло семимильными шагами.

 

2. Востребованность

Digital humanities – востребованная сегодня область деятельности. Порой это воспринимается довольно печально. Цифровая реальность вытесняет традиционные формы. Ведь людям легче работать с электронными текстами, например, пересылать их, править. Со временем такой текст не осыплется, в большинстве случаев довольно сложно испортить оригинал, чего не скажешь о бумажных книгах, которые может съесть моль или книжный червь, страницы могут отсыреть или пожелтеть.

История сохранила много фактов oб уничтоженных пожарами библиотеках; o рукописях, которые, конечно, не горят, но были брошены в огонь самими авторами. Всем известен случай со вторым томом «Мертвых душ»           Н. В.  Гоголя. Часть книг была просто-напросто утеряна, и их содержание уже никогда не будет известно читателю.

Но это не значит, что традиционные книги совсем не нужны. Даже если не принимать во внимание многомиллионные тексты великих писателей прошлых лет, ручное искусство всё ещё в ходу. В сфере образования преобладают именно бумажные издания. Реализм, импрессионизм, кубизм – самые разные направления и стили искусства вдохновляют писателей и художников  всего мира до сих пор.

На мой взгляд, направление digital humanities востребовано еще и потому, что сфера деятельности цифровых авторов широкая. Вы можете выбрать нишу, которая интересна именно вам. Можно писать фанфики и печатать их в крупных изданиях.  И говорят, что это неплохо оплачивается.

 

3. Плюсы и минусы 

Traditional humanities. О хорошем всегда успеем, поэтому сначала минусы:

– нужно суметь себя зарекомендовать, а это удается не всем;

– необходимо собрать свою аудиторию;

– неизбежны серьезные расходы (на рекламу своего творчества можно потратить всю стипендию);

– возможны проблемы с продажей, поисками потенциальных покупателей (с фикбука и Wattpada нет возможности заказать книгу или монетизировать свое «хобби»; есть специальные группы, но они не всегда подходят по тематике; если же пробовать продвигаться самостоятельно, то зачастую это влечет за собой дополнительные расходы);

– данная деятельность затратна по времени.

А теперь к хорошему.

Атмосфера… Это первое, что приходит на ум. Не всегда в голове есть идея, но писателю уже хочется взять планшет или ноутбук в руки и просто печатать новую главу.

Для черновиков можно использовать буквально всё, что есть под рукой, а не специальный гаджет. Вы не зависите от зарядки вашего устройства и совершенно неважно, где вы пишете: на природе или в кафе с чашечкой кофе.

Как бы парадоксально ни звучало, традиционное искусство зачастую больше ценится.

Digital humanities – интересная и разноплановая работа, которой можно заниматься с большим удовольствием. Если есть навыки и желание освоить технологии, то работы на самом деле много.

Еще плюсы:

–  не нужно постоянно тратиться на материалы;

– работа с ноутбуком не требует оборудованного места;

 – существует много  программ на любой вкус;

  – можно легко исправить  ошибки, вплоть до перемещения  элемента с одного края поля  на другой.

К минусам можно отнести:

– необходимость обучения новым технологиям, которые постоянно совершенствуются (впрочем, это больше касается тех, кто выходит на крупный рынок digital humanities);

–  зависимость от электричества и заряда гаджета;

–  невозможность смены обстановки, если вы работаете на персональном компьютере;

– затратность ремонта компьютерной техники;

–  при сбое устройства вероятность навсегда потерять работу и вход в аккаунт.

 

Заключение

Я изложила лишь отдельные свои мысли o digital humanities. Естественно, каждый автор сам выбирает, что ему больше нравится. Озвученные минусы не являются стандартом для всех: для кого-то они несущественны или являются плюсом, для кого-то есть и другие недостатки или преимущества данного вида деятельности.

Таким образом, нельзя точно сказать, что лучше или легче: digital humanities или traditional humanities. К такому выводу приводит и изучение мнений писателей, которые работали в двух этих направлениях.

Поэтому, если перед вами стоит выбор, создать свое произведение на планшете или на бумаге, в первую очередь изучите оба направления и самостоятельно выделите для себя все «за» и «против».

Главное, верить в себя и не бояться проб и ошибок. Они будут в любом случае, но это не значит, что вы останетесь неуспешным автором. Учитесь, творите и покоряйте вершины своего успеха!







image

Студентка 3 курса филологического факультета Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины Мария Чешенко заняла первое место в направлении «Лингвистика» в III Международном конкурсе научных постеров «Студенческая наука без границ». Конкурс был организован кафедрой романской филологии Института иностранных языков Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева в апреле 2022 г. В конкурсе участвовали студенты, магистранты и аспиранты из России, Беларуси, Монголии

Работы 65 конкурсантов оценивало компетентное жюри под председательством профессора Реймского университета Шампань-Арденн и Университета Париж IV (Сорбонна) Тьерри Поншона. От Российской Федерации в конкурсе участвовали Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Московский городской педагогический университет, Государственный социально-гуманитарный университет, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.В. Лукьянова, Смоленский государственный университет.
Мария Чешенко представила конкурсную работу «Русские фразеологизмы с компонентом-фитонимом». Работа выполнена под руководством старшего преподавателя кафедры русского, общего и славянского языкознания С.Н. Бойковой.
От всей души поздравляем студентку и ее научного руководителя с победой!

DCIM

 

 

 

 

 

5 мая 2022 состоялось очередное заседание научного кружка «Актуальные проблемы исторической лексикологии и этимологии». С докладом «О происхождении слова молитва» выступила доцент Е.И. Холявко.

IMG-059e48d6dd4e579f5754e91ebd431bf7-V

 

IMG-988a3f464e462100753bfa52173e47a8-V









14 апреля 2022 года состоялось заседание секции №7 «Фразеология. Паремиология. Язык художественных произведений» LI студенческой научной конференции филологического факультета УО «Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины» «Дни студенческой науки: Актуальные проблемы языкознания и литературоведения».

Руководили секцией доктор филологических наук В.И.Коваль, кандидат филологических наук И.Г. Гомонова. В работе секции приняла участие зав. кафедрой русского, общего и славянского языкознания доктор филологических наук Е.В. Ничипорчик.

Секретарь секции – студентка 3 курса А.В. Бондаренко

Особый интерес вызвал доклад учащейся средней школы №11 г. Гомеля А.А. Бараненко «Продуктивность компонентов мало-, много- как частей сложных слов (на материале толковых словарей В.И. Даля и С.А. Кузнецова)», подготовленный под руководством учителя русского языка и литературы, магистранта П.С. Завтриковой.

IMG-5d1b75ea9a1217f5e93dd26e0ec574d4-V

 

IMG-ba6cd6bf11448a5d68799f89e043d7e4-V

 

IMG-6df595548e6f286397d48532cb945ee4-V

 

IMG-73f077c96d966926b615fbd413703811-V

 

IMG-38299be9813fcb2f06957bb980337752-V

 

IMG-377051b902e200b5bdbdfcd710e77b0a-V

 






13 апреля 2022 года состоялось заседание секции №6 "История русского языка. Ономастика» LI студенческой научной конференции филологического факультета УО «Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины» «Дни студенческой науки: Актуальные проблемы языкознания и литературоведения».

Руководили секционным заседанием преподаватели кафедры русского, общего и славянского языкознания кандидат филологических наук Е.И. Холявко, Е.Ф. Асенчик.

Секретарем была студентка 3 курса Д.В. Шугаёва.

IMG-d0ddddafeb81ecaad2fca033d2e5ed7d-V

 

 

IMG-646ced69855577ee90864525df952f6b-V

 

IMG-5490c73bccddd306f980a6bad7d657e6-V

 

IMG-73de1060bbf21eb4338977ae6faef2f6-V

 

IMG-15b1299b229a995dda603dde9d9ffd6e-V

 

IMG-921e2dd5c39c35744c5e9c2db020faf3-V

 

 





12 апреля 2022 года состоялось заседание секции №5 «Современный русский язык (структурный, семантический, стилистический, дидактический аспекты). Язык интернет-пространства» LI студенческой научной конференции филологического факультета УО «Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины» «Дни студенческой науки: Актуальные вопросы языкознания и литературоведения».

Руководили секционным заседанием преподаватели кафедры русского, общего и славянского языкознания доктор филологических наук В.И. Коваль, кандидат филологических наук И.Г.Гомонова, Е.Ф. Асенчик.

Секретарь секции – студентка 3 курса Лаворенко А.С. 

 

IMG-490a91873b9cf100bb86596e3d60ad2d-V

 

IMG-2dc6f94f43724d12dd9ad9549f19eb1a-V

 

IMG-17a720c4e057cbf5b87596de1ad7f9bc-V

 

IMG-92ac555e5eec4bd4f87dd423fdb49dea-V

 

IMG-1476724c4c7d4d90b76ea818c4a42459-V

 

IMG-ff32faeb505b7daa0a27f18d076e1608-V

 

 

 

 

Ежегодный конкурс СНИЛ уже в четвертый раз проводится Центральным советом по НИРС ГГУ имени Ф.Скорины.

В этом году в конкурсе приняли участие 16 студенческих научно-исследовательских лабораторий.

Целью конкурса является совершенствование работы научного сообщества студентов и магистрантов вуза, популяризация научной и инновационной деятельности среди молодежи, стимулирование труда профессорско-преподавательского состава ГГУ имени Ф. Скорины, эффективно руководящего СНИЛ.

Сроки проведения конкурса – с 15 февраля по 15 марта 2022 года.

Конкурс проводился в два этапа:

I этап – факультетский. Предусматривает определение лучшей(-их) СНИЛ на каждом факультете и рекомендацию победителя(-ей) к участию в следующем этапе.

II этап – общеуниверситетский, по итогам которого лучшая СНИЛ ГГУ имени Ф. Скорины получает рекомендацию для поощрения специальным фондом Президента Республики Беларусь по поддержке одаренных учащихся и студентов.

Победителем конкурса стала CНИЛ «Культурно-историческая психология», научный руководитель - Крутолевич Анна Николаевна, доцент кафедры психологии, кандидат психологических наук, доцент.

Филологический факультет на конкурсе представляли 4 СНИЛ. 

Лучшей среди СНИЛ филологического факультета и 6 среди СНИЛ университета стала СНИЛ «Язык. Культура. Коммуникация», научный руководитель - Мельникова Ольга Николаевна, доцент кафедры русского, общего и славянского языкознания, к.ф.н., доцент (2021 год), в настоящее время - Холявко Елена Ивановнадоцент кафедры русского, общего и славянского языкознания, к.ф.н., доцент

 
Поздравляем победителей!





29 марта 2022 г. состоялось очередное заседание научного кружка «Актуальные проблемы исторической лексикологии и этимологии» кафедры русского, общего и славянского языкознания. С докладом «О происхождении слов любви» выступила доцент кафедры Е.И. Холявко.

IMG-d8132908ae76911edda5a1de1f0eaf37-V

 

IMG-826293153db9213c95e480311c2888d6-V






24 февраля 2022 г. состоялось  очередное заседание студенческого  научного кружка «Актуальные проблемы исторической лексикологии и этимологии» кафедры русского, общего и славянского языкознания.  Заседание прошло в расширенном составе: участвовали не только постоянные члены СНИЛ, были приглашены и заинтересованные первокурсники. Перед ними с докладом «Исключения из правил русской орфографии: историко-фонетический комментарий» выступила студентка третьего курса Дарья Шугаёва. Студенты первого курса, только приступившие к постижению исторических лингвистических дисциплин, активно включились в выполнение предлагаемых заданий и убедились, что изучение истории языка занимательно и полезно для современного филолога.

image-24-02-22-06-32

 

image-24-02-22-06-33-4

 

image-24-02-22-06-33

2011 philology. Филологический факультет им. Ф. Скорины
Powered by Joomla 1.7 Templates