Композиция во всём

При изучении спецкурса, посвящённого особенностям композиции художественно текста, студенты 4 курса имели возможность на практике увидеть композиционную структуру Дворцова-паркового ансамбля Гомель во время  двух экскурсий с доцентом кафедры Т.Н. Усольцевой. Татьяна Николаевна, как специалист в области композиции, смогла заинтересовать студентов, которые уже много раз видели гомельский парк, раскрыв особенности его композиционной структуры, что в корне поменяло взгляд студентов на утройство достопримечательности нашего города.

Родная мова – матчына мова




«Родная мова – матчына мова»  ̶  под таким названием в группе РФ-22 прошёл кураторский час, посвящённый Дню белорусской письменности. Студенты с интересом выслушали не только предложенную им информацию о празднике, но также поговорили о великих людях белорусского печатного слова, с энтузиазмом прочитали стихи  белорусских поэтов-классиков и современников.


 



 



Спецкурс в музее

Студенты группы РФ-31 в рамках спецкурса "Текстология" посетили музей истории города Гомеля. Такогого рода практические занятия становятся  традиционными на нашей кафедре, ведь воспринимать на практике, преподаваемый материал, становится гораздо интереснее. Радует, что студенты живо откликаются на возможность разнообразить виды деятельности, с энтузиазмом учавствую в подобного рода мероприятиях, пишут свои отзывы. Несомненным украшением таких встреч являются незабываемые лекции Татьяны Николаевны Усольцевой, доцента нашей кафедры.

Прэзентацыя калектыўнай манаграфіі

Даследаванне матэрыяльнай і духоўнай спадчыны беларускага народа мае ў наш час асаблівае значэнне. Зварот да народнай культуры вельмі важны для гуманізацыі грамадства, яго духоўнага развіцця, адраджэння многіх страчаных ім эстэтычных ідэалаў, мае значэнне і для патрыятычнага выхавання моладзі, паколькі  павышае яе цікавасць да гісторыі роднага краю, фарміруе павагу і пашану да традыцыйнай культуры, павышае ўзровень нацыянальнай свядомасці.

Усходняе Палессе, на тэпыторыі якога мы пражываем, – унікальны рэгіён са своеасаблівай гісторыяй, культурнымі і моўнымі адметнасцямі, які адыграў істотную ролю ў фарміраванні беларускага этнасу, яго матэрыяльнай і духоўнай культуры. Культурная прастора Усходняга Палесся, якая мае глыбокія гістарычныя карані, захоўвае шматлікія рэліктавыя з’явы агульнаславянскай і ўсходнеславянскай культуры. На гэтай тэрыторыі найбольш поўна ў розных формах праяўлення – абрадах, звычаях, рытуалах, міфах, паданнях, паэтычнай творчасці, лексіцы – захаваліся архаічныя элементы традыцыйнай народнай культуры, якія даказваюць генетычнае адзінства ўсходнеславянскіх народаў.

Народная мова лічыцца адным з важнейшых састаўных кампанентаў духоўнай культуры. Адной з самых цікавых і пакуль што недастаткова даследаваных у беларускім мовазнаўстве тэматычных груп народна-дыялектнай мовы з’яўляецца абрадавая лексіка, якая называе самыя значныя падзеі ў жыцці чалавека, з’яўляецца вербальным кодам разнастайных рытуальных актаў і дзеянняў.

Выкладчыкі кафедры беларускай мовы ўжо даўно і плённа займаюцца вывучэннем розных тэматычных пластоў народна-дыялектнай лексікі Гомельшчыны. Імі былі апублікаваны  калектыўныя манаграфіі “Назвы адзення, абутку і галаўных убораў у гаворках Гомельшчыны: этналінгвістычны аналіз”, “Лексіка народнай гаспадаркі ў гаворках Мазырска-Прыпяцкага Палесся”. І вось выйшла чарговая манаграфія “Абрадавая лексіка ў гаворках Гомельшчыны: этналінгвістычны аналіз” (А.А. Станкевіч, К.Л. Хазанава, А.М. Воінава. – Гомель, 2015. – 269 с.), прэзентацыя якой адбылася ў студэнцкай аўдыторыі 16 чэрвеня. Студэнты з цікавасцю слухалі выступленні выкладчыкаў-аўтараў манаграфіі і выказалі жаданне больш падрабязна пазнаёміцца з кнігай.

Подробнее: Прэзентацыя калектыўнай манаграфіі

Результаты культурно-гуманитарной акции «Пушкинский диктант»

Неделя здоровья под девизом «Молодежь. Здоровье. Образ жизни»
 Постоянный "диктатор" Пушкинского диктанта - доцент И.Г. Гомонова

8 июня 2015 года кафедра русского, общего и славянского языкознания провела ежегодную культурно-гуманитарную акцию «Пушкинский диктант», приуроченную ко дню рождения А.С. Пушкина и к Международному дню русского языка. Благодарим всех, кто проявил интерес к русскому Слову и желание проверить свою грамотность, и публикуем результаты (шифр и количество ошибок: первая цифра – орфографические ошибки, вторая – пунктуационные).

 

П-10 – 1/2

П-19 – 0/4

П-11 – 2/5

П-20 – 1/5

П-12 – 1/5

П-21 – 5/9

П-13 – 4/8

П-22 – 6/8

П-14 – 1/8

П-23 – 8/8

П-15 – 7/15

П-24 – 2/0

П-16 – 4/7

П-25 – 1/0

П-17 – 2/1

П-26 – 4/4

П-18 – 3/6

П-27 –1/3

 

Участников под шифрами П-10, П-17, П-24, П-25 приглашаем для чествования 12 июня 2015 г. в 14.00 на кафедру русского, общего и славянского языкознания (ауд. 2-24, 1-й корпус).

Выражаем надежду, что такая благородная акция станет для нашего университета доброй традицией. До встречи на «Пушкинском диктанте – 2016»!

 

Текст диктанта

Евгений Водолазкин. Волшебный фонарь

Я видел, как по Невскому ехали тушить пожар – ранней осенью, на исходе дня. Впереди на вороном коне – «скачок» (так называли передового всадника пожарного обоза), с трубой у рта, как ангел Апокалипсиса. Скачок трубит, расчищая путь, и все бросаются врассыпную. Извозчики хлещут лошадей, прижимают их к обочинам и замирают, стоя к пожарным вполоборота. И вот по бурлящему Невскому в образовавшейся пустоте мчится колесница, несущая огнеборцев: они сидят на длинной лавке, спиной друг к другу, и над ними развевается знамя пожарной части. В своём бесстрастии пожарные трагичны, на их лицах играют отблески пламени, которое уже где-то разгорелось, уже где-то их ждёт, до поры невидимое.

Мы с мамой стоим у кованой решётки и наблюдаем, как невесомость листьев передаётся обозу: он медленно отрывается от брусчатки и на небольшой высоте летит над Невским. За линейкой с пожарными проплывает повозка с паровым насосом, за ней – медицинский фургон, чтобы спасать обожжённых. Я плачу, и мама говорит, чтобы я не боялся, только ведь плачу я не от страха – от избытка чувств, от восхищения мужеством и великой славой этих людей, оттого, что так величественно они плывут мимо замершей толпы под колокольный звон.

Я очень хотел стать брандмейстером и всякий раз, видя пожарных, обращал к ним беззвучную просьбу принять меня в их ряды. Она, понятно, не была услышана, но сейчас, спустя годы, я об этом не жалею. Тогда же, проезжая по Невскому, я неизменно представлял, что направляюсь на пожар: держался торжественно и немного грустно, и не знал, как там всё ещё сложится при тушении, и ловил восторженные взгляды, и на приветствия толпы, слегка откинув голову набок, отвечал одними глазами.

 

Типичные ошибки и комментарий к ним

В корне глагола развевается пишется буква е: проверочное слово веять.

Прилагательное кованый, образованное от глагола несовершенного вида и употребленное без зависимых слов, пишется с одной  буквой н.

Наречие врассыпную, образованное соединением предлога с полным прилагательным, пишется слитно.

В предложении Она, понятно, не была услышана, но сейчас, спустя годы, я об этом не жалею слово понятно является вводным  и выделяется запятыми.


 Участники Пушкинского диктанта - 2015

 



2011 Метадычная работа. Филологический факультет им. Ф. Скорины
Powered by Joomla 1.7 Templates