«Одна абсолютно счастливая деревня», или Как искусство рождает эмоции

5 мая 2022 года в Гомельском государственном театре кукол прошла постановка повести Бориса Вахтина «Одна абсолютно счастливая деревня». Режиссёром-постановщиком выступила Ирина Цыпина, работавшая над этим проектом ещё в 2015 году. Жанр спектакля задан как «письмо любовного содержания». Разберёмся, какие средства использует режиссёр, чтобы превратить действо на сцене в произведение искусства.

Первое, что бросается в глаза неподготовленному зрителю, – это причудливые видения, граничащие с фантасмагорией. Героини, обнимающие подвешенные пальто, сначала смотрятся гротескно, но потом, с помощью света, тени и искажённых драматических эмоций, первое впечатление смешивается с трагизмом. Ощущение присутствия гротеска, в свою очередь, не исчезает, однако новая эмоция раскрывает и дополняет первую.

Волшебство вокала а капелла сливается со стремительной сменой действа. Вместе с актёрами меняется реквизит: голубой шарф достают из колодца (очаровательное решение для создания образа моря), письма путешествуют из сумок в вёдра, коромысло то взвалено на плечо героини, то используется как место, где разворачиваются сцены с куклами. Обилие деталей, от которых у зрителей разбегаются глаза, – неизменные атрибуты продуманного спектакля.

Коромысло – чуть ли не центральный предмет первой части. Главный герой декламирует монолог и его рассуждения приводят к неожиданной развязке:

«Ничто так не выбивает меня из седла равновесия как коромысло, возбуждая меня нестерпимо. Оно, конечно, ни на что такое не похоже, что может возбуждать, отнюдь, и не воображайте, форма его невинна, и материал его невинен, а вот возбуждает. Как увижу коромысло, так хоть караул кричи. Но если закричать караул, то это будет в возбуждённом состоянии ужасно глупо…»

Когда зритель наблюдает за происходящим, ему бывает трудно синтезировать все нюансы драматического изображения. Разобьём его на элементы, чтобы понять структуру:

  • Движение актеров, их удалённость или приближенность к авансцене, к зрителям;
  • Композиция декораций, детали, реквизит;
  • Мизансцена, ракурсы;
  • Свет и тень;
  • Цвет;
  • Звук.

За движением самим по себе трудно наблюдать, особенно если герои расходятся в стороны или вглубь от авансцены. Чем дальше от неё, тем более расфокусировано внимание зрителя. Однако за два действия, как это часто бывает, главная героиня приближается к зрителям 3–4 раза, читая монолог в зал. В этот момент на обострение чувств работают свет и звук. Русская народная песня звучит практически непрерывно, ко множеству женских голосов прибавляется мужской и наоборот.

Режиссёр использует не только объёмных кукол, но и множество изделий из бумаги, например, коллаж, квиллинг, вырезки и оригами в технике мокрого складывания. Сидя в первом ряду, можно уловить каждое движение кукольной ручки, а для активизации зрительского внимания используется игра теней от плоских бумажных фигур. Между тем, центральные, кульминационные сцены играют актеры – они же кукольники. Из-за различий экспрессивности сцен зрители одновременно наблюдают за четырьмя главными героями – двумя куклами и двумя актерами. Это не вызывает недоверия, только небольшое замешательство, которое помогает разбирать визуальную картину на составляющие части и одновременно с этим укладывать композицию в сознание целиком. Казалось бы, один-единственный приём – две пары «актеров», а задействуется целый спектр органов восприятия, обостряется внимание.

До начала спектакля зритель обращает внимание на цвет декораций, а во время самого действа – на костюмы и реквизит, появляющийся по ходу движения сюжета, который, как мы помним, разворачивается в деревне, да ещё и в тёплое время года (примерно в начале июля – тогда же начинается сенокос). Несмотря на это, цветовая гамма варьируется от светло-коричневого до чёрного. Два раза зал погружается в полную темноту, и здесь случается сбой ассоциативного ряда: деревня – лето – природа – обилие зеленого цвета. Но мы видим только серую палитру с вкраплениями охры.

Теперь разберём две любопытные сцены. О первой мы говорили в самом начале – сцена с молчаливыми объятиями пальто, подвешенного к колосникам, а вторая – с прочтением похоронок жительницами деревни. Героини, получая письма одновременно, проживают и свои эмоции, и эмоции друг друга. Чувства каждой женщины становятся частью трагедийной полифонии.

В заключение хотелось бы отметить работу актёрского состава и режиссёрской группы: невероятное смешение, синкретизм множества видов искусств, зритель воспринимает «на одном дыхании», как единство чувств и настроений.

Виктория Расол (гр. РФ-21)

IMG-3a611fc8b9103ebba0946611409c45af-V

 

IMG-5f1d498f68435691963c1adbe1abd87d-V

 

IMG-39dab5b24dfabb1dcbf43e470f864870-V

 

IMG-1283e390fc731795af7470013216b111-V

 

IMG-da0681cb51daa68909b01d6703de6799-V

 

Студенческая научная конференция

15, 19 и 20 апреля состоялись заседания LI-студенческой научной конференции  «Актуальные проблемы языкознания  и литературоведения» на филологическим факультете. Студенты филологического факультета выступили с научными докладами, подготовленными под руководством преподавателей кафедры русской и мировой литературы. Предметом научного обсуждения стали самые разнообразные проблемы теории литературы, истории русской и европейской литератур, методики преподавания литературы. Выступления участников секции не оставили равнодушными студентов 2 курса факультета специальности «Русская филология», которые приняли активное участие в обсуждении актуальных вопросов литературоведения. Плодотворность заседания не оставляет сомнений, что круг участников будущих конференций несомненно расширится.

IVZTJb-ELMzo

 

a-LRMk4i-CYnpi-SESs3-VHaa-DIOx53-Xt-CV9h-YUm55p-O9-R1-Kd1-Sn-Avu1-Hu7gqqd-Kg-VDO1s-HZ0-Wy-Hs-Vgrz-NE

 

2-FN8-BIRSx-Bq-MDHtj6-KOPu-GIBj-B0gv-Ymne-Er-M-y-Ympy-I4-Jn4-Inpznw-EJP-c-Gw-DHt-N37-OWYHHw-MTFYA9z

Секцыя "Фалькларыстыка" LІ студэнцкай навуковай канферэнцыі "Актуальныя праблемы мовазнаўства і літаратуразнаўства"

19 красавіка адбылося пасяджэнне фальклорнай секцыі канферэнцыі студэнтаў на філалагічным факультэце. Студэнтамі 1 курса былі падрыхтаваны цікавыя даклады на аўтэнтычным матэрыяле, запісаным студэнтамі ў сваіх мясцовасцях. Даклады былі цікавымі, змястоўнымі. Кіраўніцтва секцыяй ажыццяўлялі В. С. Новак і Т. В.Пімінёнкава.  Слухачы задавалі пытанні, далучаліся да асэнсавання праблем вывучэння рэгіянальна-лакальных асаблівасцей фальклору Гомельшчыны.

IMG-d6bb8ea80f86ebacae41ac864a1a546f-V

 

IMG-e84ae2173c3456d77b13120648711939-V

 

IMG-54c80c5f48e62d89ae80e59c0f8524ce-V

 

IMG-81dffcc5ad7bc04cc00d91a7da514ad9-V

 

IMG-5d01b1a9061ff8dca30ab1d5e4e2a843-V

 

IMG-ade0f6a2616eb179c156f785f6d2f5bd-V

 

IMG-c18329e696e6e1ea6fab44240efde432-V

 

IMG-b281b7135206cdd246a093f9df368dde-V

 

IMG-eed9878c66929e7b38bd473c4e953b18-V

 

IMG-8375d5ff79d2ce514487e5804fd19cab-V

 

IMG-9cb5848f12844626a9403baf57b82220-V

 

IMG-e92b6cc7d45f305414a964b6834f0ace-V

16 апреля 2022 - республиканский субботник

16 апреля 2022 г. на кафедре русской и мировой литературы прошел субботник.                         

IMG-91da12b59816665553ebe966202b2313-V

 

p-I1-RPU-he-X8

 

qt8g7ut-I8-PM

Падведзены вынікі ХХVIII Рэспубліканскага конкурса навуковых работ студэнтаў 2021

Падведзены вынікі
ХХVIII Рэспубліканскага конкурса навуковых работ студэнтаў 2021
 

Навуковая работа атрымала  1 катэгорыю:

 

 

Пімінёнкава Таццяна Валер'еўна, студэнтка 3 курса. Навуковая работа “Фальклорна-этнаграфічная спадчына Брагінскага раёна Гомельскай вобласці”. Навуковы кіраўнік  Новак Валянціна Станіславаўна, доктар філалагічных навук, прафесар кафедры рускай і сусветнай літаратуры, прафесар

 


 

Віншуем пераможцаў і іх навуковых кіраўнікаў!

Падрабязней з вынікамі можна пазнаёміцца на сайце  sws.bsu.by                                                     

Подкатегории

2011 Студенческая наука. Филологический факультет им. Ф. Скорины
Powered by Joomla 1.7 Templates