АДКРЫЦЦЁ ЛІТАРАТУРНАГА МУЗЕЯ Alma mater
Значная для нашага горада культурная падзея адбылася 26 чэрвеня ў нашым універсітэце: адкрыццё літаратурнага музея “Аlma mater”.
Гомельскі дзяржаўны ўніверсітэт нездарма носіць імя Францыска Скарыны. Універсітэт мае сталыя літаратурныя традыцыі, пра якія распавёў ініцыятар стварэння музея, загадчык кафедры беларускай літаратуры, прафесар І. Ф. Штэйнер: “Гісторыя нашай літаратурнай Alma mater бярэ пачатак яшчэ з 1930-х гадоў. У нашай ВНУ вучыліся Леанід Гаўрылаў, Мікола Сурначоў, Кастусь Кірэенка, Паўлюк Прануза, якія атрымалі дыпломы ў першыя дні Вялікай Айчыннай вайны. Леанід Гаўрылаў і Мікола Сурначоў загінулі, абараняючы радзіму. Цяпер ніводная славянская анталогія ваеннай паэзіі ўжо не можа адбыцца без славутай балады М. Сурначова “У стоптаным жыце”. Невыпадкова сам аўтар “Василия Тёркина” А. Твардоўскі перастварыў яе на рускую мову і трагедыйныя радкі твора загучалі ў суладдзі з радкамі “Его зарыли в шар земной”. Вельмі пранікнёна сказаў І. Штэйнер пра Л. Гаўрылава: “Уваходзіны так і засталіся спадчынай. Але і па гэтых творах мы бачым, якога паэта ад нас забрала вайна. Жыццё, смерць і бяссмерце маладога воіна звязаны і з подзігам яго маці, якая ў невыносных умовах захавала на ўласных грудзях сшытачак з творамі сына і яго сціплы здымак, тым самым уратаваўшы яго голас ад векавога забыцця. Маці дала творам сына другое жыццё, дзякуючы яе мацярынскай любасці і веры мы сёння можам ізноў пачуць пранікнёныя вершы яе сына”.
Научно-исследовательская работа студентов на филологическом факультете
На филологическом факультете плодотворно развивается студенческая наука. Приоритетным направлением в организации НИРС является работа по практической реализации студенческих исследований, деятельность по проведению конференций, подготовке конкурсных исследований, публикаций в сборниках научных работ и периодической печати. Научная работа студентов филологического факультета направлена на углубление профессиональных знаний, на поиск собственного места в научной проблематике, разрабатываемой выпускающими кафедрами. В ходе НИР студенты знакомятся с актуальными проблемами современных филологических наук. Дипломные работы выпускников факультета зачастую перерастают в магистерские и кандидатские диссертационные исследования.
За период с 2009 по 2013 год студенты и магистранты филологического факультета приняли участие в 65 научных конференциях, из них 36 имеют статус международных (183 доклада), в том числе 6 – за рубежом (Украина, Россия, Дагестан), 15 – республиканских (106 докладов), 14 – региональных (672 доклада). География конференций довольно широкая: Гомель, Минск, Могилев, Брест, Витебск, Мозырь, Пинск, Барановичи, Киев, Махачкала, Николаев, Уфа, Бердянск и др.
Студенты филологического факультета систематически освещают проводимые научные и культурные мероприятия в республиканском еженедельнике «Літаратура і мастацтва» и газете «Гомельский университет».
За период 2009 – 2013 гг. студентами филологического факультета было опубликовано 598 научных работ, из них 403 научные статьи (в том числе 9 – в изданиях, рекомендованных ВАК Беларуси), 195 тезисов. Студентом Барановским А. А. было опубликовано научное издание, посвященное творчеству гомельской поэтессы Н. Шкляровой, «“За прамень схаплюся – жыву!”: Творчая самабытнасць Ніны Шкляравай» (Минск, 2011). С 2008 года на факультете издается сборник научных работ студентов, магистрантов и аспирантов “Актуальные проблемы филологии” (вышло 6 выпусков). За отмеченный период получено 50 актов о внедрении результатов НИОКР в учебный и трудовой процесс.
Внушительных успехов удалось достигнуть студентам филологического факультета на ежегодном Республиканском конкурсе научных работ студентов и магистрантов. За последние семь лет звания абсолютного победителя (лауреата) указанного выше конкурса удостоены семь студентов: Андреева А. В. (2007 г., научный руководитель – к.ф.н., доцент Бредихина А. В.), Шкреблик М. В. (2008 г., научный руководитель – к.ф.н., доцент Бредихина А. В.), Божок И. А. (2010 г., научный руководитель – к.ф.н., доцент Мельникова А. Н.), Барановский А. А. (2011 г., научный руководитель – к.ф.н., доцент Бредихина А. В.), Цалко П. М. (2012 г., научный руководитель – д.ф.н., профессор Новак В. С.), Новик А. Ю. (2013 г., научный руководитель – к.ф.н., доцент Бредихина А. В.) и Савченко А. П. (2013 г., научный руководитель – д.ф.н., профессор Новак В. С.). Всего за период 2007 – 2013 гг. в Республиканском конкурсе научных работ приняли участие 68 исследований студентов и магистрантов, 43 из которых получили дипломы І категории, 18 – дипломы ІІ категории и 6 – дипломы ІІІ категории. Среди наиболее успешных преподавателей, под чьим научным руководством студенты систематически добиваются высоких наград, необходимо назвать к.ф.н., доцента Бредихину А. В., д.ф.н., профессора Лещинскую О. А., д.ф.н., профессора Станкевич А. А., д.ф.н., профессора Коваля В. И., к.ф.н., доцента Суслову Н. В., к.ф.н., доцента Мельникову А. Н., д.ф.н., профессора Новак В. С., к.ф.н., доцента Усольцеву Т. Н., к.ф.н., доцента Тимошенко Е. И., к.ф.н., доцента Шведову З. В., к.ф.н., доцента Фицнер Т. А., к.ф.н., доцента Богомольникову Н. А.
На факультете результативно функционируют четыре студенческие научно-исследовательские лаборатории: «Вандроўнік» при кафедре белорусской культуры и фольклористики, «Літаратурнае краязнаўства» при кафедре белорусской литературы, «Язык и культура» при кафедре русского, общего и славянского языкознания и «Лексіка матэрыяльнай і духоўнай культуры беларусаў» при кафедре белорусского языка. Студенты и магистранты, работающие в лабораториях, участвуют в выполнении исследований в рамках научных проектов, закрепленных за кафедрами, собирают и систематизируют фактический материал, осуществляют его научную интерпретацию. Фонды лабораторий активно используются преподавателями в учебном процессе в качестве хрестоматийных материалов при чтении лекционных курсов. Лаборатории организуют презентации книжных изданий, встречи с писателями, юбилейные, литературные и музыкальные мероприятия.
Пушкинские чтения в Гомельском государственном университете имени Ф. Скорины
9 июня 2014 года в Гомельском государственном университете имени Ф. Скорины были проведены Пушкинские чтения. В проведении этого мероприятия, инициатором которого выступила кафедра русского, общего и славянского языкознания, принял участие заместитель руководителя Представительства Россотрудничества, первый секретарь Посольства Российской федерации в Республике Беларусь Виктор Львович Мичурин.
Во время официальной встречи В.Л. Мичурина с ректором университета членом-корреспондентом НАН Беларуси А.В. Рогачевым шла речь о разностороннем сотрудничестве ведущего регионального вуза с вузами и научными учреждениями Российской Федерации, намечались перспективы дальнейшей совместной работы.
Пушкинские чтения стали органическим продолжением Дней русской культуры и русского языка, приуроченных ко дню рождения великого поэта – 6 июня. Именно в этот день кафедрой был организован и проведен ставший традиционным Пушкинский диктант, участниками которого были не только преподаватели и студенты филологического, но и других факультетов ГГУ им. Ф. Скорины.
Результаты диктанта, полученные преподавателями кафедры-организатора (а они были отличными!), не учитывались, а среди победителей оказались: декан биологического факультета кандидат биологических наук доцент Ольга Михайловна Храмченкова и два преподавателя-филолога: кандидат филологических наук доцент кафедры русской и мировой литературы Наталья Павловна Капшай и кандидат филологических наук доцент кафедры белорусской культуры и фольклористики Елена Николаевна Полуян.
Подробнее: Пушкинские чтения в Гомельском государственном университете имени Ф. Скорины
Положительные эмоции гарантируются
Литературно-просветительский центр памяти о Великой Отечественной войне «Патриотика» набирает обороты по количеству посещений почетных гостей.
Девятого июня в рамках культурной программы, куда также было включено знакомство с научно-методическим центром русистики, присутствие на открытии Пушкинских чтений и ряд других мероприятий, Виктор Львович Мичурин, Первый секретарь посольства Российской Федерации в Республике Беларусь, особое внимание и львиную долю личного времени уделил осмотру экспонатов «Патриотики». В качестве экскурсовода выступил заведующий кафедрой русской и мировой литературы Иван Николаевич Афанасьев. Формат общения – живой диалог и даже дискуссия. Виктор Львович охотно соглашался обсуждать самые спорные вопросы Великой Отечественной войны, считая долгом каждого человека быть компетентным в вопросах истории и культуры. «Вы делаете хорошее дело. Очень хорошее. Мы живем в то время, когда молодежи просто необходимо рассказывать и показывать правду о войне. К сожалению, Интернет вскипает от неимоверного количества лжи и перекройки достоверных фактов. Этого допустить нельзя», – подчеркнул В. Л. Мичурин.
Результаты акции "Напиши диктант!"
6 июня 2014 года, в день рождения А.С. Пушкина, в Международный день русского языка, кафедра русского, общего и славянского языкознания провела ежегодную культурно-гуманитарную акцию «Напиши диктант». Интерес к русскому Слову и желание проверить свою грамотность проявили студенты и преподаватели нашего университета.
Благодарим всех, кто принял участие в диктанте, и публикуем результаты (шифр и количество ошибок: первая цифра – орфографические ошибки, вторая – пунктуационные).
П-7 – 0/0 |
П-16 – 5/3 |
П-24 – 4/5 |
П-8 – 1/2 |
П-17 – 7/12 |
П-25 – 0/4 |
П-9 – 0/2 |
П-18 – 4/8 |
П-26 – 11/7 |
П-10 – 6/7 |
П-19 – 8/9 |
П-27 – 2/6 |
П-11 – 5/5 |
П-20 – 4/4 |
П-28 – 0/1 |
П-12 – 0/1 |
П-21 – 6/6 |
П-29 – 0/0 |
П-14 – 1/2 |
П-22 – 13/16 |
П-30 – 0/1 |
П-15 – 2/6 |
П-23 – 7/17 |
|
Участников под шифрами П-7, П-8, П-9, П-12, П-14, П-28, П-29, П-30 приглашаем для чествования на Пушкинские чтения, которые состоятся 9 июня 2014 г. в 12.00 (ауд. 2-23, 1-й корпус).
Все участники акции могут обратиться на кафедру русского, общего и славянского языкознания, чтобы получить свой текст диктанта и (при желании) консультации по нему.
Выражаем надежду, что такая благородная акция станет для нашего университета доброй традицией. До встречи на «Пушкинском диктанте – 2015»!
Текст диктанта
Орфография как закон природы
Вопрос о том, зачем нужна грамотность, обсуждается широко и пристрастно. Казалось бы, сегодня, когда даже компьютерная программа способна выправить не только орфографию, но и смысл, от среднестатистического носителя языка не требуется знания бесчисленных и порой бессмысленных тонкостей родного правописания. Я уж не говорю про запятые, которым не повезло дважды. […] Правда, вся эта путаница со знаками никак не влияет на смысл сообщения. Зачем же тогда писать грамотно?
Думаю, это нечто вроде тех необходимых условностей, которые заменяют нам специфическое собачье чутье при обнюхивании. Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей: почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.
Известно, что в конце войны немцы, использовавшие русскую рабочую силу, угрозами вымогали у славянских рабов специальную расписку: «Такой-то обращался со мной замечательно и заслуживает снисхождения». Солдаты-освободители, заняв один из пригородов Берлина, прочли гордо предъявленное хозяином письмо с десятком грубейших ошибок, подписанное студенткой Московского университета. Степень искренности автора стала им очевидна сразу, и обыватель-рабовладелец поплатился за свою подлую предусмотрительность.
У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны. Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность − утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы (Дмитрий Быков).
Типичные ошибки и комментарий к ним
В существительном, образованном от прилагательного, пишется столько н, сколько в прилагательном: путаница от путаный.
Не ставится тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными, если при сказуемом есть частица как (словно, будто). Конечно же, не ставится в таких случаях и запятая: Орфография как закон природы.
После приставок на согласный и корня переходит в ы: имитировать – сымитировать.
И, наконец, словарные слова: грамотность, коммуникабельность, идентифицировать.